Размер шрифта
-
+

Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки - стр. 14

. <…>


Митрополит Московский Макарий (Невский)


Приношу сердечную благодарность и прошу передать таковую всем сотворившим через Вас щедрую милостыню. <…>

Будьте снисходительны к немощи моей. Пишу мало, но сердечно благодарю и молитвенно благожелаю. Убогий митрополит Макарий (Невский)»[42].

Октябрьские события 1917 года завершили период «свобод», объявленных Временным правительством, утвердив неограниченную власть советов. Иерархия жизненных ценностей русского народа была разрушена, провозлашено ничего не значащим все, что в течение тысячи лет было достоянием, ценностью и святыней нации. Прошлое очернено и объявлено контрреволюционным, в особенности созидательная деятельность Церкви. Всего через три месяца после переворота, 23 января 1918 года, был обнародован Декрет Совнаркома «Об отделении Церкви от государства», поставивший ее практически вне закона. Все церковное имущество было объявлено государственной собственностью и подлежало изъятию.

Новодевичьему монастырю больше не принадлежали ни его земли, ни здания, ни святыни. В течение всего 1918 года игумения Леонида (Озерова) была вынуждена заниматься составлением, выверкой и исправлением двух пространных описей монастырского недвижимого имущества, которые вместе с финансовой отчетностью и метрическими книгами обители должны были быть переданы к 25 октября 1918 года в Организационно-учетное отделение Юридического отдела Московского совета рабочих и красноармейских депутатов (МСР и КД), а денежные суммы – в кассу Народного комиссариата юстиции к 13 ноября 1918 года. По требованию Отдела юстиции Моссовета 31 декабря 1918 года была изъята монастырская печать.


Больной Митрополит Макарий (Невский) в Угрешском монастыре

ЦИА ПСТГУ


20 октября 1918 года по предложению Юридического отдела монастырь был осмотрен церковным отделом Комиссии по охране памятников на предмет учета и охраны церковных художественных и исторических ценностей, каких найдено было немало. Несмотря на очевидную культурную ценность монастыря, в его помещениях тогда же были размещены 200 курсантов школьно-инструкторских курсов Наркомата просвещения, которые прожили там год с октября 1918-го по 1 августа 1919 года, притом взятые ими вещи, в том числе часть мебели и посуды, «оказались частью поломанными, частью совершенно уничтоженными»[43]. В следующем году на место курсантов поселили 300 рабочих из Петрограда. В тот же период в монастыре была устроена лечебница для тифозных больных.

Насельницы Новодевичьего монастыря, лишаемые своих келий, устраивались, как могли, в ближайших домах и стремились сохранить главные святыни обители – ее церкви. 19 ноября 1918 года они составили «Обращение в Хамовнический Совет рабочих депутатов от граждан православного вероисповедания, желавших принять храмы и церковное имущество»

Страница 14