Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки - стр. 13
«Се Аз посылаю вас как агнцы посреде волков…» (Лк. 10,3)
Революция, ее первые последствия
Конец России как великой православной державы ознаменовал Февральский переворот.
С февраля 1917 года новые правители России двинулись по пути противостояния ведомой Христом Спасителем Церкви. Под шум всеобщего оживления и суеты Временным правительством был предпринят ряд решительных шагов по реформированию Церкви, в программу которого входила замена состава Святейшего Синода и части епископата. За полгода были смещены с кафедр двадцать видных иерархов, «старых», как наиболее консервативных. Первыми удалены были Санкт-Петербургский митрополит Питирим (Окнов) и Московский митрополит Макарий (Невский), уволенный «за преклонностью лет». Инициатором смещения был назначенный правительством обер-прокурор В. Н. Львов, объявивший Синоду, что считает себя облеченным «всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах»[38]. Под давлением обер-прокурора, поддержанного всеми членами Синода, 1 (14) апреля 1917 года 82-летний митрополит Макарий был вынужден подать прошение об увольнении на покой[39].
Москва. Демонстрация в поддержку Февральского переворота
РГА KФД
В прошлом выдающийся алтайский миссионер, затем Томский архиепископ, он в 1912 году был переведен в Москву, согласно распространенному мнению, по рекомендации Распутина. Широкому кругу видных церковных деятелей, желавших «жить по-новому» сибирский архиерей представлялся не соответствующим кафедре древней столицы и «старомонархическим». В порядке реализации декларированных свобод он был устранен. Владыка тяжело переживал свое смещение и последовавшее принудительное поселение в Угрешском монастыре.
В годы правления митрополита Макария отцу Сергию доводилось сослужить Владыке, они были знакомы. И теперь с сердечным, истинно христианским состраданием отнесся священник к изгнанному престарелому архиерею, переведенному в Москву не по своей воле и уволенному против желания. В течение нескольких лет[40] он поддерживал общение с одиноким и больным Владыкой, утешал его и помогал материально. В ответ на одно из писем отца Сергия в 1920 году митрополит Макарий писал: «Возлюбленный о Господе отец Сергий, с большим утешением я прочитал Ваше сладкоречивое письмо. Оно истинно принесло печальному сердцу моему радость. А я только за несколько минут перед этим вздыхал, вопил: “Скучно жить! Грустно жить! Не с кем разделить мне мою грусть и скуку, наведенную или, вернее, наводимую событиями настоящего времени”. Вспоминаются слова Божественного Страдальца: “Прискорбна есть душа Моя даже до смерти!.. Побдите со Мною!”