Блаженны кроткие… Священномученик Сергий Лебедев, последний духовник Московского Новодевичьего монастыря. Жизненный путь, проповеди, письма из ссылки
1
В 2012 году возведен в сан протоиерея.
2
К сожалению, матушка не дожила до издания книги. Она скончалась 5 октября 2009 года.
3
Правила издания исторических документов в СССР / Главное архивное управление при Совете Министров СССР и др. М., 1990.
4
ЦИАМ. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1716. Л. 235 об. – 236, 281–282.
5
ЦИАМ. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1865. Л. 56 об. Николай родился 19 марта 1874 года, Екатерина – 24 июня 1877 года, Прасковья – 21 октября 1880 года.
6
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 76.
7
Иеросхимонах Алексий (Соловьев) прославлен в лике преподобных отцов Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.
8
ЦИАМ. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1716. Л. 183.
9
Ведомость о городских начальных училищах и других учебно-воспитательных и просветительных учреждениях на 1 января 1913 г., с приложением сведений о начальных училищах и вечерне-воскресных классах, состоящих в ведении Московского городского училищного совета. М., 1913. С. 764.
10
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 161. Л. 5.
11
Нистрем К. М. Адрес-календарь жителей Москвы. М., 1888. С. 647.
12
ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 2. Д. 132. Л. 70 об.
13
ЦИА ПСТГУ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 78.
14
ЦИАМ. Ф. 2121. Оп. 2. Д. 63. Л. 112 об. – 113.
15
‘ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1.Д. 161. Л. 5; Ф. 2121. Оп. 1.Д. 1865. Л. 388 об.
16
ЦИАМ. Ф. 2121. Оп. 1. Д. 1865. Л. 376 об.
17
Приют был создан игуменией Антонией (Каблуковой) для маленьких девочек сирот. Он назывался Елизаветинским, так как находился под надзором Елизаветинского благотворительного общества, основанного и возглавлявшимся Великой княгиней Елизаветой Феодоровной.
18
Училище было открыто открыто в 1871 году усердием игумении Евпраксии (Мосоловой). Его попечительницей стала дочь сенатора В. И. Филатьева Софья Владимировна Филатьева (Нистрем К. М. Адрес-календарь жителей Москвы. С. 334).
19
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 161. Л. 6.
20
Из слова архиепископа Бийского Иннокентия (Соколова) на полугодичное поминовение Высокопреосвященнейшего митрополита Макария (Невского), текст которого хранился в архиве отца Сергия.
21
ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 746. Д. 1581. Л. 497 об.
22
ЦИАМ. Ф. 2125. Оп. 2. Д. 132. Л. 93 об. – 94. Скончалась София Дмитриевна в день памяти пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, девятый день по ее кончине – 25 декабря – пришелся на Рождество Христово. По новому календарному стилю память матушки Софии 30 декабря.
23
Четеерухин И., прот., Четеерухина Е. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. ЦИА ПСТГУ. Машинопись. Л. 71–72.
24
Замечательно также, что хотя старец Алексий и отец Сергий служили в монастырях отдаленных, но основанных в честь одной – Смоленской – иконы Божией Матери, в храмах, Ей посвященных.
25
Воспоминания инокини Серафимы (Кавелиной). Магнитофонная запись, сделанная в Москве весной 2004 года (далее: Воспоминания инокини Серафимы (Кавелиной)).
26
Воспоминания инокини Серафимы (Кавелиной).
27
ЦИА ПСТГУ. Ф. 88. Д. 75.
28
Ее сменила игумения Леонида (Озерова).
29
ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 2. Д. 132. Л. 129 об., 144 об., 156 об., 160 об., 163, 172 об. – 173, 195 об.
30
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 161. Л. 5.
31
См.: Московский Новодевичий монастырь. М., 1999. С. 2.
32
Трифон (Туркестанов), митрополит. Любовь не умирает. М., 2007. С. 80.
33
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 182. Л. 12 об.
34
Московские церковные ведомости. 1916. 29 марта. № 12. Офиц. отдел. С. 91–92.
35
ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Д. 1248. Л. 47 об. – 48.
36
Сорокадневного служения.
37
Оценка святым Патриархом Тихоном состояния русского общества. См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 (далее Акты…). М., 1994. С. 286.
38
Грюнберг 77. 77. О положении епископата РПЦ при Временном правительстве // Материалы по истории Российской иерархии. Статьи и документы. М., 2002. С. 72.
39
Митрополит Макарий сам рассказал о тех мерах воздействия, которые были применены к нему, чтобы получить от него прошение об уходе на покой: «Такое давление совершалось дважды. В первый раз оно выразилось в том, что обер-прокурор, прибыв на митрополичье подворье в Петрограде с вооруженной стражей, вечером вошел в комнаты митрополита и, подозвав меня к себе жестом руки, выкрикивал по адресу моему: “Распутинец! Распутинец!” Потом, пригрозив Петропавловской крепостью, потребовал, чтобы я тотчас садился писать прошение в Святейший Синод об увольнении меня на покой. Требование мною молчаливо было исполнено. Обер-прокурор взял его и на ближайшем синодальном заседании передал его первенствующему члену Святейшего Синода. Но на одном из последующих заседаний это прошение было мне возвращено, согласно моей просьбе, как написанное под угрозою. Второе мое прошение об увольнении на покой было написано также под давлением того же обер-прокурора. Дело состоялось так быстро, что ни я, ни, вероятно, члены Святейшего Синода не успели справиться с Правилами канонов, в которых постановлено: рукописания отречения от управления, вынужденные у епископа страхом или угрозами, недействительны (Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского. 1, 3)». (Митрополит Макарий. Мой ответ В. Н. Львову. Московские ведомости. 1917. 21 июня. № 131. / Святитель Макарий (Невский). Не отчаивайтесь в Божией помощи. М., 2006. С. 47–48).
40
Митрополит Макарий, уволенный на покой в 1917 году, скончался 16 февраля (2 марта) 1926 года.
41
Мф. 26,38.
42
ЦИАПСТГУ.
43
ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 109. Л. 138–138 об.
44
Там же. Л. 108.
45
Скончалась игумения Леонида менее чем через год: 18 января 1920 года.
46
Второе, встречающееся в следственном деле написание фамилии: Побединская. Отец матушки Веры имел фамилию Победимский.
47
ЦАГМ, Ф. 1215. Оп. 3. Д. 109. Л. 126. Новодевичьему монастырю принадлежали шесть церквей: соборная Смоленской иконы Божией Матери, Успенская, Никольская (к 1920 году закрыта, позже снесена), надвратные Преображенская и Покровская и больничная Амвросиевская. Ранее в нижнем ярусе колокольни была церковь Варлаама и царевича Иоасафа, закрытая не ранее 1921 года (ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 161. Л. 2), а во втором ярусе – церковь святого апостола Иоанна Богослова.
48
В конце 1920-х годов кладбище Новодевичьего монастыря было не только закрыто для посещений, но подверглось почти полному разорению. Из 3000 захоронений уцелело лишь около 100. Производилась варварская грубая эксгумация останков «буржуев», которые потом выбрасывали или кое-как закапывали тут же на небольшой глубине. Разрушались памятники, материал которых дробили на гравий. Разгром не был доведен до конца благодаря протесту Московского университета после вскрытия могилы Владимира Соловьева, (strana.ru Неизвестная жизнь Новодевичьего монастыря.)
49
Анкета «для священнослужителей религиозного культа», заполненная отцом Сергием 1 ноября 1921 года (далее: Анкета 1921 года).
50
Анкета 1921 года.
51
ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 109. Л. 108.
52
Там же. Л. 104.
53
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1.Д. 161. Л. 7.
54
Адрес по случаю возведения священника Сергия Лебедева в сан протоиерея 9 октября 1920 года.
55
Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190–193.
56
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 15–16.
57
Постановление это наделяло Московскую комиссию «совершенно секретными» полномочиями в целях установления жесткого контроля над деятельностью местных комиссий по изъятию. Помгол прикрывал эту секретную деятельность. См.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам архива ЦА ФСБ РФ М., 2000. С. 21.
58
Акты… С. 188–190.
59
Пропуск, число отсутствует.
60
Протоиерей Сергей Васильевич Успенский до 1917 года был настоятелем церкви Спаса на Песках на Арбате и благочинным 2-го отделения Пречистенского сорока. Отец Сергий Лебедев был его духовником.
61
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 16.
62
Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 51.
63
См. Известия ВЦИК. 1922. 14 мая. № 106. С. 2.
64
Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович в этот период был членом Политбюро ЦК РКП(б). В 1922 году он был одним из главных инициаторов и руководителей кампании по изъятию церковных ценностей.
65
Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922–1925 гг.: В 2-х кн. Кн. 1. Новосибирск, 1997. С. 216, 223–224, 228–229.
66
Следственное дело Патриарха Тихона. С. 868.
67
Протоиерей Евфимий Рыбчинский служил в Успенской церкви Новодевичьего монастыря с 1919 года, после кончины протоиерея Василия Державина (ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 161).
68
Отец Евгений Палладии был старейшим клириком Новодевичьего монастыря, к 1922 году служившим в нем 55 лет (ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 161).
69
Утрата текста.
70
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 62.
71
Текст статьи 68 Уголовного Кодекса РСФСР: «Укрывательство и пособничество всякого рода преступлениям, предусмотренным ст. ст. 57–67 [контрреволюционные преступления], не связанные с непосредственным совершением означенных преступлений или при неосведомленности об их конечных целях, карается лишением свободы на срок не ниже одного года».
72
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 60.
73
Там же. Л. 284.
74
ЦИАМ. 2303. Оп. 1.Д. 227. л. 15.
75
Kрыленко Николай Васильевич должен был выступать в качестве государственного обвинителя на процессе по делу Патриарха Тихона.
76
Статьи УК РСФСР 1922 года, по которым предварительно обвинялись священники:
«Ст. 69. Пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов путем насильственных или изменнических действий, или путем активного или пассивного противодействия Рабоче-Крестьянскому Правительству, или массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговых повинностей, карается лишением свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией. За те же преступления, совершенные в военной обстановке или при народных волнениях, наказание повышается до высшей меры наказания.
Ст. 62. Участие в организации, действующей в целях, означенных в 57 статье Уголовного] Кодекса, путем возбуждения населения к массовым волнениям, неплатежу налогов и невыполнению повинностей или всяким иным путем в явный ущерб диктатуре рабочего класса и пролетарской революции, хотя бы вооруженное восстание или вооруженное вторжение и не являлось ближайшей задачей деятельности этой организации, карается теми же наказаниями.
Ст. 78. Массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей карается:
1) в отношении подстрекателей, руководителей и организаторов – лишением свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части имущества,
2) в отношении прочих участников – лишением свободы на срок не ниже шести месяцев, или имущественными взысканиями не ниже наложения в двойном размере тех же платежей и повинностей.
Ст. 119. Использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянской власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам и постановлениям, карается наказаниями, предусмотренными ст. 69 Уголовного Кодекса».
77
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 155–156 (60–61).
78
На суде единственное дело отца Евгения Палладина ввиду его болезни рассматривалось заочно, был вынесен оправдательный приговор.
79
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 956 (60).
80
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 182. Л. 13.
81
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 114.
82
Пасха 1923 года пришлась на 26 марта (8 апреля). Светлая седмица, соответственно, продолжалась до 1 (14) апреля.
83
Адрес по случаю 25-летнего служения протоиерея Сергия Лебедева в Московском Новодевичьем монастыре.
84
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 229. Л. 7– об.
85
Это не единственный случай. В клир ближайшей к монастырю Седьмовселенской церкви 16 января 1923 года вторым священником также был введен обновленец – Сергей Федорович Семеновский – распоряжением № 93 живоцерковного МЕУ (находившегося в захваченном помещении Патриаршего Троицкого подворья). (ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 182. Л. 142 об.)
86
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 5. Л. 63.
87
Пресвятая Богородица не Приснодева; из семи таинств он признает только пять (журнал “Живая Церковь” № 2)… Протоиерей А. Введенский составил чин “тихой литургии”, в которой не упомянуто о Приснодевстве Богородицы (журнал “Вестник всероссийского общества древлеапостольской Церкви” № 1, стр. 15)… Сибирская группа “Живой Церкви” поставила целью преобразовать догматическое учение (Известия № 117, 1923 г.)» и т. д.
88
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 5. Л. 17.
89
Архив УФСБ РФ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 375.
90
Причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.
91
Арсений (Жадановский), еп. Воспоминания. М., 1995. С. 51–52.
92
Согласно статье 53 УК РСФСР, возможно применение условно-досрочного освобождения, которое «выражается либо в полном освобождении от отбываемого наказания, либо в переводе на принудительные работы без содержания под стражей на весь остающийся срок наказания или часть его и применяется судом, вынесшим приговор».
93
Левитин-Красное А., Шаерое В. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996. С. 559.
94
Инокиня Елисавета (Анна Ивановна Детинкина) была насельницей Московского Новодевичьего монастыря с 1910 года, близкой духовной дочерью отца Сергия.
95
Воспоминания инокини Серафимы (Кавелиной).
96
Акты… С. 291.
97
Вострышее М. И. Патриарх Тихон. 3-е изд. М., 2004. С. 357.
98
В театре Вахтангова в это время уже было двое актеров Лебедевых, и оба Борисы. В театральных афишах появились странные наименования – Борис Лебедев-первый, второй, третий. Последний титул достался Борису Сергеевичу. Станиславский обратил на это внимание и сказал Борису: «Будешь Борис Баратов». В театре он так и именовался, а вне театра в дальнейшем подписывался: «Б. Лебедев-Баратов» (см. Долинская Е. Б. О моем отце Борисе Сергеевиче Лебедеве // Музыкант-классик. 2008. № 4–5. С. 17–19).
99
ЦИАМ. Ф. 2303. Оп. 1. Д. 232. Л. 2 об.
100
Там же. Л. 1.
101
Мазырин Александр, иер. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930 годах. М., 2006. С. 13.
102
Тамже. С. 15.
103
Фамилия, использованная как псевдоним, – настоящая фамилия К. С. Станиславского.
104
В 1934 году он был передан Историческому музею в качестве филиала.
105
Церковь святителя Амвросия Медиоланского была домовой церковью царицы Ирины Годуновой и освящена изначала в честь Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Новое освящение и название она получила 1770 году, когда стараниями архиепископа Московского Амвросия (Зертис-Каменского) была восстановлена почти из руин.
106
ЦАГМ. Ф. 1215. Он. 3. Д. 109. Л. 40.
107
ГА РФ. Ф. 1235. Оп.1.Д. 216. Л. 184.
108
ЧАРФ. Ф. 1235. Оп.1.Д. 216.Л.Л. 184.
109
Там же. Л. 251.
110
ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 109. Л. 38.
111
В ряде других источников храм называется церковью «Седьмого Вселенского Собора».
112
ЦАГМ. Ф. 1215. Оп. 3. Д. 109. Л. 40.
113
ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 64. Д. 477. Л.180.
114
ТАРФ. Ф. 1235. Оп. 64. Д. 477. Л. 180.
115
Священномученик, причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года.
116
Письмо от 17 июня 1932 года.
117
По воспоминаниям инокини Серафимы (Кавелиной).
118
Подобедова О. И. Письмо мученика Патриарху Сергию // Умолкнувшие колокола. Новомученики Российские. Жизнеописание. М., 2002. С. 29.
119
По воспоминаниям Е. Б. Долинской, так ласково называли дом отца Сергия его духовные чада. Наименование это могло быть навеяно образом известного в те годы романса «Домик-крошечка»: «Одиноко стоит домик-крошечка, он на всех глядит в три окошечка».
120
Слова епископа Романовского Вениамина (Воскресенского) из его письма диакону Александру Николаевичу Шувалову от 2 марта 1930 года. // Архив ДКНБ по Западно-Казахстанской обл. Д. 3260. Т. 9.
121
Из обвинительного заключения по делу Звездинского Серафима Ивановича и др. (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-39811.Л. 271).
122
В последние месяцы ссылки отец Сергий писал, как о хорошо известной вещи, членам своей семьи: «От чего-нибудь и меня, и вас Господь охраняет, задерживая меня здесь. Трудно было бы сохранить свое “инкогнито” и полный затвор по приезде… Ведь не напрасно стали бы трудиться и соседи, и великое множество подобных им, кому обязан я своей разлукой с вами (выделено мной – И. М.). Ведь нужен же им материал, обеспечивающий их существование» (Письмо от 30 октября 1933 года).
123
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Феодор Алексинский причислен к лику святых новомучеников Российских 12 марта 2002 года, протоиерей Георгий Извеков – 24 декабря 2004 года.
124
Современная площадь Ногина.
125
ЦА ФСБ РФ.Д. Р-1086.Л. 110.
126
ЦА ФСБ РФ. Д. Р-1086. Л. 335.
127
Письмо от 29 февраля (13 марта) 1932 года.
128
Письмо Екатерины Павловны родным из Великого Устюга 4 января 1932 года.
129
Письмо от 10 ноября 1931 года.
130
Письмо Екатерины Павловны Лебедевой родным из Великого Устюга 10 января 1932 года.
131
Ср. Иов. 1,21.
132
ΓΑΡΦ. Ф. 10035. Д. П-56688. Л. 107.
133
Письмо от 4 марта 1932 года.
134
Письмо от 13 марта 1932 года.
135
Письмо от 20 февраля 1932 года.
136
Письмо от 22 марта 1932 года.
137
Письмо от 4 марта 1932 года.
138
Письмо от 10 мая 1932 года.
139
Письмо от 13 марта 1932 года.
140
Письмо от 21 января 1933 года.
141
Монахиня Шамординского монастыря Амвросия (Оберучева), одна из первых в России женщин-врачей, в 1932 году также находилась в ссылке в Кичменгском Городке. Оставила воспоминания, названные ею «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий» (см. второе издание – «История одной старушки…» М., 2005). – Примен. А. Г. Воробьевой.
142
Письмо от 22 марта 1932 года.
143
Письмо от 20 февраля 1932 года.
144
Письмо от 11 марта 1933 года.
145
Письмо от 1 сентября 1933 года.
146
Сослужение ссыльного священника могло принести большие неприятности как ему самому, так и настоятелю храма, вплоть до ареста. Местные жители, дружившие со ссыльными, считались властями неблагонадежными и подвергались репрессиям при первой возможности.
147
Письмо от 20 февраля 1932 года.
148
Письмо от 3 мая 1933 года.
149
Письмо от 20 февраля 1932 года.
150
Письмо от 21 января 1933 года.
151
Письмо Прасковьи Павловны отцу Сергию без даты.
152
Письмо от 15 марта 1933 года.
153
Письмо от 13 августа 1932 года.
154
Письмо от 19 мая 1933 года.
155
Письмо от 10 мая 1932 года.
156
Там же.
157
Письмо от 20 февраля 1932 года.
158
Письмо от 17 января 1933 года.
159
Письмо от 10 мая 1932 года.
160
Письмо от 1 сентября 1933 года.
161
Письмо от 21 февраля 1933 года.
162
В этом селе в 1923–1925 годах жил в ссылке священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский.
163
Письмо без даты, очевидно, написано летом 1933 года.
164
Отец Федор Алексинский был освобожден в 1934 году.
165
Письмо от 4 марта 1932 года.
166
Письмо от 4 марта 1932 года.
167
Там же.
168
Письмо от 30 сентября 1932 года.
169
Письмо от 20 февраля 1932 года.
170
Письмо от 4 марта 1932 года.
171
«На минус» – на свободное поселение во всех населенных пунктах, исключая («минус») 12 центральных, курортных южных и первоначального места жительства.
172
Письмо от 30 сентября 1932 года.
173
Письмо от 22 марта 1932 года.
174
Письмо от 13 августа 1932 года.
175
Письмо от 30 октября 1933 года.
176
Там же.
177
Письмо от 1 сентября 1933 года.
178
Письмо без даты, 1933 года.
179
Письмо от 30 октября 1933 года.
180
Письмо от 20 декабря 1933 года.
181
Поздравление это с равной вероятностью могло быть послано к началу и 1932и 1933 годов.
182
Письмо без даты.
183
Подобедова О. И. Из истории ближайших лет существования и деятельности Русской Православной Церкви. Наставники, исповедники и мученики. С. 27–28.
184
АРхиепископ Филипп (Гумилевский) с 1928 года был архиепископом Звенигородским, викарием Московской епархии, временно управляющий Московской епархией. Арестован 8 февраля 1931 года. Осужден ОСО при Коллегии ОГПУ на 3 года ИТЛ. В 1934 году, по окончании срока заключения, отправлен в ссылку во Владимир.
185
Подобедова О. И. Письмо мученика Патриарху Сергию // Умолкнувшие колокола. М., 2002. С. 30.
186
воспоминания инокини Серафимы (Кавелиной).
187
Родители не смогли прийти к единому мнению об имени, и отец Сергий сам назвал его.
188
Елена Борисовна носит этот крест всю жизнь.
189
Документов о его назначении найти не удалось, время названо ориентировочно, на основании сведений сотрудников Малаховского краеведческого музея.
190
Сейчас такие небольшие остановки принято называть «платформами».
191
В настоящее время это территория поселка Малаховка.
192
ЦИАМ. Ф. 203. Он. 481. Д. 40. Л. 8–9.
193
ЦИАМ. Ф. 1607. Он. 1. Д. 61. Л. 34–44.
194
Священномученик, причислен к лику новомучеников и исповедников Российских XX века Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июля 2006 года.
195
Сталин И. В. Беседа с первой рабочей американской делегацией. 9 сентября 1927 г. // Правда. 1927. 15 сентября.
196
Русская Православная Церков. XX век. М. 2008. С. 281–282.
197
Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Т. 2. Тверь, 1996. С. 17.
198
Бутовский полигон. М., 2007. С. 62.
199
Воспоминания Екатерины Абрамовны Погребняк. Магнитофонная запись, сделанная в Москве осенью 2003 года.
200
Воздвиженский Владимир Федорович, протоиерей, благочинный церквей Ухтомского и Раменского районов.
201
ГАРФ Ф.10035. Оп. 1.Д.П-56688.Л. 104–105.
202
Там же. Л. 122 об.
203
ГА РФ ФЛ0035. Оп. 1. Д. П-56688. Л. 124.
204
Воспоминания инокини Серафимы (Кавелиной).
205
ЦИАПСТГУ. Ф. 88. Оп. 1.Д. 66. Л. 1.
206
Долинская Е. Б. О моем отце Борисе Сергеевиче Лебедеве // Музыкант-классик 2008. № 4–5. С. 17–19.
207
В 1950-е годы Моспроект осуществлял, в частности, строительство нового здания Московского университета на Воробьевых горах.
208
Дата приведена согласно воспоминаниям внучки. По справке, находящейся в следственном деле (ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-56688. Л. 164), Борис Сергеевич умер в 1954 году.
209
ГА РФ ФЛ0035. Оп. 1.Д. П-56688.Л. 164.
210
ЦА ФСБ РФ. Д. № Р-1086. Л. 834–834 об.
211
УФСБ по Москве и Московской области. Д. 11013. Л. 534–535.
212
Письмо от 4(17) января 1933 года.
213
Материал Издательского Совета Московской Патриархии, izdatsovet.ru doc/index.php.
214
Из 14-го Деяния Архиерейского Юбилейного Собора о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленных Собором новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, произведенных Синодальной комиссией по канонизации святых».
215
Неразборчивое замечание преподавателя на полях.
216
«Лирика мыслей» – замечание преподавателя на полях.
217
Сие не одно и то же, что идея Бога возникает под влиянием личного опыта» – замечание на полях.