Размер шрифта
-
+

Белая Богиня - стр. 45

Наиболее воинственными среди них были кентавры Магнесии, избравшие своими тотемами вертишейку и горного льва. Кроме того, они поклонялись лошади, вероятно не азиатской, привезенной с берегов Каспийского моря в начале второго тысячелетия до н. э., а более древней и не столь совершенной породе европейских лошадей, напоминающих дартмурского пони. Кентавры во главе со священным царем Хироном с благодарностью приняли помощь ахейцев в войне с врагами-лапифами, жителями Северной Фессалии. Имя Хирон, очевидно, этимологически связано с греческим «cheir» («рука»), а слово «кентавры» – с «centron» («коза»). В своей статье «Чем питались кентавры» я предположил, что они погружали себя в состояние наркотического транса, поедая мухоморы (Amanita muscaria), «жабу с тысячей когтей»: именно такой мухомор красуется у ног мифического предка кентавров Иксиона, вырезанного на обороте этрусского зеркала. Нельзя ли считать гекатонхейрами кентавров горной Магнесии, поддержка которых была стратегически необходима ахейским пастухам Фессалии и Беотии? Богиня-мать племени кентавров по-гречески именовалась Левкофеей, Белой богиней, но сами кентавры называли ее Ино или Пластеной, а наскальный рельеф с ее изображением до сих пор показывают на труднодоступной горе Сипил, в предполагаемом царстве древнего Тантала[65]. Кроме того, она стала «матерью» Меликерта, или Геракла – Мелькарта, бога древних полусемитских захватчиков.

Греки уверяли, будто сохранили в памяти дату победы Зевса в союзе с гекатонхейрами над фессалийскими титанами: хорошо осведомленный Татиан приводит подсчеты историка I в. н. э. Таллоса[66], согласно которым эта битва произошла за триста двадцать два года до длившейся десять лет осады Трои. Поскольку датой падения Трои тогда неоспоримо считался 1183 г. до н. э., выходит, что Зевс победил гигантов в 1505 г. до н. э. Если счесть эту дату более или менее точной[67], то легенда рассказывает о реальных исторических событиях – об усилении ахейской власти в Фессалии и о поражении пеласгийских племен, вынужденных отступать все далее на север. История гигантомахии – битвы олимпийских богов с гигантами, – изложенная в «Библиотеке» Аполлодора, возможно, восходит к подобным, но значительно более поздним событиям, когда греки решили покорить воинственных магнесийцев, удерживающих могучие твердыни Пелион и Оссу, видимо, потому, что практикуемая ими экзогамия противоречила олимпийской теории патриархата и создала им незаслуженную славу сексуальных маньяков. Аполлодор отмечает также роль доблестного Геракла, ставшего едва ли не магическим амулетом против напасти гигантов.

Страница 45