Размер шрифта
-
+

Белая Богиня - стр. 102

Сожжение детей в качестве ежегодной заместительной жертвы, искупающей священного царя, хорошо иллюстрирует миф о Фетиде, Пелее и Ахилле. Пелей был изгнан с острова Эгина за нечаянное братоубийство и вместе с соправителем Акастом стал царем Иолка, сменив на троне царей Пелия и Нелея. Фессалийскую морскую богиню Фетиду мифографы описывают либо как дочь кентавра Хирона, либо как одну из пятидесяти нереид, из коих она была выбрана в супруги Зевсу. Зевс отверг ее, ибо оракул предрек этому союзу несчастливую будущность, и отдал ее в супруги Пелею, которому она родила семерых детей, причем шестерых из них сожгла. Седьмого, Ахилла, Пелей в последнее мгновение сумел спасти, подобно младенцу Асклепию. Семерых старших Фетида сожгла, пытаясь даровать им бессмертие; седьмой, Ахилл, почти достиг бессмертия, уязвимой осталась только его пята. Фетида покинула Пелея, а тот отдал Ахилла на воспитание кентавру Хирону; впоследствии Ахилл стал править мирмидонянами Фтии и привел их войско под стены Трои. Когда ему было предложено выбрать жизнь краткую и славную или долгую, но ничем не замечательную, он избрал первую.

Этот миф в общих чертах неплохо сохранился, хотя позднейшие комментаторы уже не осознавали, в чем заключается система наследования по материнской линии. В Иолке, главном порту Южной Фессалии, существовало святилище богини Луны Артемиды, или Нереиды, или Фетиды, а при нем – коллегия из пятидесяти жриц. Эта Артемида покровительствовала рыбакам и мореплавателям. Каждые пятьдесят месяцев одну из жриц, возможно победительницу состязания в беге, избирали воплощением богини. На год она сочеталась браком с мужчиной, который становился царем дуба, или Зевсом, всей этой местности и приносился в жертву, когда истекал срок его правления. К тому времени как ахейцы утвердили в Фессалии олимпийскую религию (известно, что все боги и богини присутствовали на бракосочетании Пелея и Фетиды), этот срок был продлен до восьми, а возможно, семи лет, а в каждое зимнее солнцестояние, пока этот срок не завершался, приносили в жертву ребенка. (По-видимому, семь лет вместо восьми, то есть великого года, – это ошибка мифографов, однако, судя по шотландской балладе о ведьмах «Верный Томас», супруг королевы Эльфландии обыкновенно действительно правил семь лет, а шотландский культ ведьм имеет много общего с древней религией фессалийцев.)

Ахилл, седьмое (или восьмое) дитя, которому посчастливилось, ибо вместо него пришлось умереть самому Пелею, видимо, был одним из кентавров, живших по соседству на горе Пелион. С ними нереид Иолка связывала давняя экзогамия, из их числа Пелей, естественно, выбирал дитя для жертвоприношения, ведь это были не его сыновья, рожденные Фетидой. Когда Ахилл вырос, он сделался царем мирмидонян во Фтии, возможно благодаря женитьбе на женщине, почитавшейся своим племенем как воплощение богини. Едва ли он мог унаследовать этот титул от Пелея. («Мирмидон» означает «муравей», поэтому можно предположить, что их местной тотемной птицей была вертишейка, которая питается муравьями и вьет гнезда на ивах – священных деревьях богини; с вертишейкой традиционно ассоциируется Филира, мать кентавра Хирона.) Установлено, что культ Ахилла существовал в Греции задолго до того, как разразилась Троянская война, поэтому краткая, но славная жизнь, по-видимому, выпала на долю царя-домоседа со священной пятой, который обрел бессмертие после смерти, став вещим духом-прорицателем. Фетиде приписывается чудесная способность принимать любой облик: ей и в самом деле служили различные жреческие коллегии с различными тотемными животными и птицами – кобылой, медведицей, журавлем, рыбой, вертишейкой и т. д.

Страница 102