Бату Мулюков. Жизнь. Творчество. Судьба - стр. 3
Исследователи характеризуют его как композитора ищущего, с большими творческими возможностями. Бату Мулюков ставил перед собой серьёзные цели и достигал их, осваивая ведущие области профессионального творчества.
В ранний период он отдавал предпочтение инструментальной и вокальной музыке. Отличное знание хоровой партитуры (в консерватории он обучался по двум специальностям – композиции и хоровому дирижированию) способствовало рождению кантат и ораторий в его творчестве. Через освоение духового оркестра и ансамбля народных инструментов Мулюков пришёл к симфоническому оркестру. Популярными стали его программные увертюры для симфонического оркестра «Праздничная увертюра», «Поэма о труде», «Праздник урожая».
Излюбленной для композитора была вокальная музыка. Лучшие песни и романсы «Җырымда юатырмын» («Песней утешу») на слова Ф. Сафина, «Таулар биек» («Горы высокие») на слова М. Ногмана, «Кичке утлар» («Вечерние огни») на слова Ю. Адаша, «Иркәмә» («Милой») на слова А. Давыдова, «Яратам» («Люблю») на слова М. Мазунова, «Кичермәсләр» («Не простят») на слова Ш. Маннапова, «Әрем» («Полынь») на слова Р. Байтимирова до сих пор остаются шедеврами в области вокальной лирики композиторов Татарстана.
Б. Мулюков совершенствовался на протяжении всей своей жизни и не уставал познавать новое в искусстве. Он считал, что в процессе сочинения происходит концентрация творческих усилий художника на преодоление избранного материала, а затем непременно возникает движение вперёд. «Сочиняя новые произведения, композитор всякий раз учится. Любая творческая работа – это постоянная учёба», – говорил он.
Коллеги называли его великим тружеником. Это действительно было так. Он никогда не расслаблялся, не отдыхал и постоянно был во власти музыки, такая творческая дисциплина стимулировала появление новых жанров и замечательных произведений.
В 1980 году свежо и оригинально прозвучал его Концерт для голоса с оркестром в исполнении московской певицы Светланы Лукашовой. В процессе его создания автор постигал особенности итальянской и русской школы пения, кропотливо изучал природу романсов П. Чайковского и С. Рахманинова. Лирическая, вдохновенная, эмоционально наполненная музыка концерта способствовала раскрытию природы женского голоса лирического сопрано, его красоты и тембровой прозрачности.
В начале 1980-х Бату Мулюков взял на себя смелость сказать новое слово в татарской опере. Изъясняясь национальным демократичным языком, он создал волнующее театральное сочинение о трагических судьбах татарского народа в предреволюционную эпоху начала XX века. Автора привлекла чёткая профессиональная драматургия и острая конфликтность повести М. Гафури, повествующей о трагической истории любви Закира и Галимы. Автору удалось создать подлинную оперную драму и наполнить её психологической достоверностью. За оперу «Черноликие» композитор с постановщиками и исполнителями был удостоен Государственной премии ТАССР имени Г. Тукая.