Бату Мулюков. Жизнь. Творчество. Судьба - стр. 4
Процесс создания музыки у Б. Мулюкова не всегда был безоблачным, нередко он был трудным и мучительным. По признанию самого автора, были сомнения в правильности выбора темы сочинения, в поиске художественно убедительной концепции. Нередко возникала необходимость взглянуть на собственное творение глазами другого композитора, критика, исполнителя, а также простого слушателя. Музыка рождалась, как рассказывал Бату Гатауллович, следующим образом. Он анализировал состояние жанров и ведущих областей татарской профессиональной музыки, размышлял, какие жанры необходимо освоить в первую очередь. Затем переходил к конкретной работе: выбирал форму, художественные выразительные средства, стилистику и основной интонационный материал. Подготовительный этап часто был долгим и противоречивым. Нередко его музыка создавалась по социальному заказу к праздничным или юбилейным датам вождей, народных героев или классиков национальной поэзии, литературы, и названия отдельных произведений (к примеру, «Гению веков – Ленину») давно утратили свою актуальность. Но живая музыка, искренность, теплота интонаций и национальное очарование не теряют своей художественной ценности и становятся со временем ещё прекраснее.
Сложно и мучительно проходило создание второй национальной оперы «Сююмбике» по сравнению с первой. Сочинённого материала оказалось на две оперы. В совместной постановочной работе с дирижёром Юрием Лацаничем приходилось сокращать музыкальный материал, заново сочинять вокальные эпизоды и перекомпоновывать оперные сцены. Родные и близкие композитора считают, что длительная тяжкая работа над «Сююмбике» окончательно подорвала силы и жизненные ресурсы композитора, так и не увидевшего своё детище в сценической версии в Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля.
Концертное же исполнение оперы в 1999 году было триумфальным: в зале присутствовали знатоки и многочисленные любители оперы, искренне заинтересованные в будущем татарского оперного искусства. А сам композитор, по признанию сына Фархада, подводил жизненные итоги и был рад тому, что успел услышать своё многострадальное детище.
У Бату Гатаулловича была прекрасная семья. Его супруга, Сания-ханум, была ему верным другом на протяжении всей жизни. Всю техническую работу в период создания произведений делала она, была личным секретарём композитора; ей он доверял первое прослушивание своих новых сочинений. В один из кризисных моментов жизни Бату Гатауллович, обозревая совместно прожитые годы, признался жене в любви и по достоинству оценил её вклад в собственные творческие достижения. «Для меня это было временем неустанных творческих поисков и счастливых побед. Мои произведения изданы, записаны на радио, включены в программы исполнителей. Во всех моих достижениях – огромная доля твоей помощи, потому что ты смогла создать мне домашний уют. И я вкалывал, не зная усталости, лени и сна. Ты всегда была рядом. Мы вместе боролись, решали и побеждали.