Размер шрифта
-
+

Бату Мулюков. Жизнь. Творчество. Судьба - стр. 2

Бату Мулюков интересовался историей тюркских народов, культурой Волжской Булгарии и Казанского ханства. Композитора привлекали сложные переломные моменты истории: татаро-монгольское нашествие (XIII в.), взятие Казани (XVI в.), революционная эпоха начала XX столетия. Эти периоды нашли отражение в двух операх, ораториях «Казань», «Тукай», «Века и минуты». Сложная историческая эпоха влечёт за собой развитие драматических судеб представителей власти и народа – вот тема, неизменно привлекавшая автора на протяжении творческого пути.

Б. Мулюков тяготел к отражению категорий нравственного и духовного в музыке, поднимая такие глобальные темы, как национальное самосознание народа, моральный долг перед Отечеством (опера «Сююмбике»), проблема взаимоотношений Поэта и общества (оратория «Тукай»), приоритет духовных ценностей в жизни человека (вокальный цикл на стихи О. Хайяма).

Наряду с лирикой композитор мастерски воплощал природу трагического в музыке. Его крупные симфонические, театрально-сценические жанры и произведения ораториального склада изобилуют драматическими эпизодами, в которых раскрываются трагические судьбы народов и его героев.

В своих мемуарах Бату Гатауллович рассказывает о своей юности и встрече с Салихом Сайдашевым в Оренбурге. Поистине удивительно, как могли встретиться будущий корифей татарской музыки и юноша на перепутье дорог, смутно представлявший своё будущее… В словах Сайдашева «Приезжай в Казань на учёбу» заключался знак судьбы – и с этого момента началось постижение тайн композиции.

В Казани подлинный интерес к сочинительству заложил ректор консерватории Назиб Жиганов. Бату на всю жизнь запомнил его слова: «Перед тобой огромный океан. На путь музыканта, композитора вставай лишь в том случае, если чувствуешь, что хватит сил переплыть его».

На 4 курсе музыкального училища судьба подарила Бату встречу с Рустемом Яхиным: их союз был недолгим (всего один год), но и за это время начинающий автор познал цену истинного дарования и профессионализма в творчестве.

В Казанской консерватории он прошёл основательную школу композиции у образованнейшего музыканта и замечательного педагога Альберта Семёновича Лемана. Ни один начинающий композитор в его классе не был похож на другого, каждый имел собственный почерк. По своему пути шло развитие творческой индивидуальности Бату Мулюкова. Ему были чужды эксперименты в области музыкального авангарда. С серийной техникой он был, несомненно, знаком, обучаясь в классе А. С. Лемана, но не она формировала художественные вкусы автора. Исконные традиции и национальные истоки стали родными в его музыке. Бату Мулюкова нередко называют традиционалистом, имея в виду приверженность к народным мелодическим корням, татарской песенной лирике и художественным традициям национального классического музыкального искусства.

Страница 2