Азы православия. В помощь приходящим в храм - стр. 3
Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Они могут быть и деревянными и металлическими, в том числе и золотыми, а также из драгоценных камней. Нет разницы, на чем носить крестик – это может быть и цепочка и тесьма: главное, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься во время мытья, спортивных занятий и в других жизненных ситуациях. Миряне носят нательный крестик под одеждой, не выставляя его напоказ.
С нательным крестиком связано множество суеверий: якобы потерянный крестик предвещает несчастье; найденный крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, нельзя носить на цепочке и тому подобное. Все подобные фантазии абсолютно ложны, и лишь вводят в соблазн тех, кто только делает первые шаги в Церкви.
Правила поведения в храме
Храм – это место особого пребывания Бога на Земле. Отношение к храму должно быть благоговейным – это основное правило нахождения в этом освященном месте. Конечно, надо знать о правилах поведения в храме, но если человек будет исполнять все что положено, а в его сердце не будет любви к Богу и сокрушения о своих грехах, такое благочестие будет формальным. Так было с фарисеями, которых Христос обвинял в начетническом отношении к Богу, когда они выполняли все предписания ветхозаветного закона, но были немилостивы к ближним и маловерны. Уподобляться им нельзя ни в коем случае.
Заходя в храм, нужно перекреститься, мужчина должен снять головной убор, женщина же, наоборот, надеть платок. Одежда должна быть аккуратной и чистой, а женщины не должны надевать на себя предметы мужского туалета. Кроме того, использование косметики в храме излишне.
Приходить на богослужение надо заранее, чтобы успеть без суеты написать записки о здравии или упокоении ваших родственников и близких, поставить свечи и сосредоточиться на предстоящем богослужении.
В храме до и после богослужения можно говорить только в случае необходимости и только полушепотом. Ходить по церкви не следует, чтобы не мешать молящимся. В крайнем случае, для того чтобы поставить свечи, можно аккуратно пройти по храму, но только не во время самых важных моментов богослужения: чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона на Литургии (начинается возгласом священника «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами»). Самой важной частью вечернего богослужения являются шестопсалмие, полиелей (торжественное песнопение, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Госповеди»)), чтение Евангелия и великое славословие, начинающееся возгласом: «Слава Тебе, показавшему нам Свет».