Азы православия. В помощь приходящим в храм - стр. 5
Священническое благословение выполняет еще одну роль – приветствия. Видя батюшку, не здороваются с ним, как это принято между мирянами, а просят: «Благословите!», складывая для этого руки. Священник же произносит: «Бог благословит» или «Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», осеняя христианина крестным знамением и кладя на его ладони свою правую руку. Спрашивающий благословения должен ее поцеловать. Кроме того, священник может дать благословение, наложив крестное знамение на наклоненную голову мирянина и положив на нее ладонь, может благословить на расстоянии. Перед тем как благословиться у священника, не нужно креститься самому.
Крестное знамение
«Всегда запечатлевай себя крестом, и зло не прикоснется к духу твоему. Вместо щита ограждай себя честным крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. Ибо весьма крепко это оружие, и никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен», – говорит преподобный Ефрем Сирин. По свидетельству богоносных Отцов демоны боятся крестного знамения, и бегут тотчас, как только увидят Его изображение. Христиане должны креститься с особым вниманием и благоговением, зная, что таким своим действием они не только защищаются от всех противных им сил, но и свидетельствуют о союзе, в который человек вступил с Богом.
Для крестного знамения три первых пальца – большой, указательный и средний – правой руки складываются вместе концами ровно, а безымянный и мизинец пригибаются к ладони. Сложенные вместе три пальца выражают нашу веру в Отца, Сына и Духа Святого как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони означают Его две природы – Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо без спешки, поочередно перемещая правую руку на лоб (для освящения ума), на живот (для освящения внутренних чувств), на правое и на левое плечо (для освящения телесных сил) и, только опустив правую руку, делать поклон. Небрежное совершение крестного знамения – это грех непочтительности к Богу, называемый кощунством.
Когда же должен креститься христианин? Святой древнехристианской Церкви Тертуллиан отвечает на этот вопрос так: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе… приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением». Кроме того, осенять себя крестным знамением нужно в начале молитвы и по ее окончании, при входе в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и к другим святыням и священным предметам. Креститься нужно и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.