Азы православия. В помощь приходящим в храм - стр. 2
Во все время Крещения восприемники держат на руках своих крестных детей. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Кроме того, восприемник должен прочесть в соответствующий момент Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом.
Когда ребенок достигнет сознательного возраста, крестный должен будет объяснять ему основы православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии.
Выбирая крестных для своих детей, родители должны думать, прежде всего, не о высоком социальном статусе тех, кого они приглашают в восприемники, а руководствоваться уверенностью в том, что будущие крестные смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них эта высокая миссия.
В крайнем случае, допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка, но над матерью обязательно должна быть прочитана молитва 40-го дня.
Крестными не могут быть монахи и монахини; родители для собственных детей; лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста); неверующие; некрещеные; малолетние; психически ненормальные (душевнобольные) люди; лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
Нательный крест
Нательный крест – видимый знак принадлежности человека к Православной Церкви. Нательный крест – свидетельство веры и верности Христу. Крестик одевается на человека, когда над ним совершается Таинство вхождения в Церковь – Крещение. После этого христианин носит его у сердца как образ Креста Господня – величайшей христианской святыни. Крест Христов – оружие против падших духов, Он имеет силу исцелять и защищать от видимых и невидимых врагов. Но ни в коем случае нельзя относиться к нательному кресту, как к некоему «оберегу», способному одним своим присутствием сделать человека неуязвимым перед силами зла. «Сыне, даждь Ми свое сердце» – призывает нас Господь в Евангелии. Это главное в жизни христианина – любить своего Небесного Отца всем сердцем. Нательный же крест свидетельствует о принадлежности данного человека к Церкви.
Существуют канонические формы крестов – четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. На Руси традиционно употреблялись восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых делалась надпись: «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».