Азы православия. В помощь приходящим в храм - стр. 13
О церковной свече
Свечи и лампады с елеем употреблялись еще в ветхозаветном храме несколько тысячелетий назад, составляя необходимую принадлежность богослужения. В домах верующих ветхозаветной Церкви в субботние и другие праздничные вечери, особенно же на Пасху, также употреблялись светильники. Возжигал свечи и Сам Господь Иисус Христос, совершая Пасху в Сионской горнице, которая стала прообразом всех православных храмов. Возжигали свечи и святые апостолы уже после Христова Вознесения. Ни одно богослужение в первохристианской Церкви не совершалось без лампад и свечей.
Этот обычай хранится и современной Церковью. Так что же такое свеча и почему она занимает такое важное место в жизни христианина?
Свет в православном храме – это образ небесного, Божественного света миру – Христа, просвещающего всякого человека, грядущего в мир.
«Никогда не совершается у нас богослужения без светильников, но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, – Литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме» (Тертуллиан).
В средней части храма ставятся большие подсвечники с ячейками, чтобы верующие могли ставить свечи к разным иконам. Большой подсвечник находится всегда в центре храма, где лежит икона праздника этого дня. Чем торжественнее богослужение, тем больше горит в храме свечей и светильников. Во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся. Эта темнота при чтении особых покаянных псалмов способствует сосредоточенности и обращению внутрь своей души.
Возжигание свечей в храме – это часть службы, это малая жертва Богу, поэтому нельзя нарушать благочиние, передавая во время службы свою свечу, или пробираясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому. Надо ставить свечи до службы, не отвлекая других верующих, приходя в церковь пораньше. Если вы опоздали на службу – дождитесь ее окончания и только после этого поставьте свечу.
Ставя свечи к иконам Господа Иисуса Христа и Богоматери, почитаемых и любимых святых, христианин не только благодарит их за все благое в своей жизни, но и просит помощи в своих насущных нуждах. Но поступая так, нельзя считать, что тем самым мы делаем Господа нашим должником и теперь Он «обязан» выполнить наше прошение. Ведь Господу не нужны наши свечи и наши жертвы – он не нуждается ни в чем материальном. Ему нужно наше любящее сердце, и то, что мы делаем, хотя бы малые жертвы Богу и ближнему, способствуют нашему исправлению и приближению к Царству Небесному. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огнь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь: скупишься, не мирно живешь, – то напрасна и жертва твоя Богу».