Размер шрифта
-
+

Азы православия. В помощь приходящим в храм - стр. 16

(греч, «квасной хлеб»). В данном случае дословный перевод понятия говорит лишь о способе приготовления хлеба. Частицы артоса должны благоговейно хранится верующими и употребляться в случае душевных и телесных болезней.

Если накануне праздника или воскресного дня в храме совершается лития (греч, «усердная молитва»), это значит, что происходит и освящение хлебов. Это священнодействие совершается в воспоминание насыщения Христом пяти тысяч человек в пустыне. После литии эти хлебы разделяются на небольшие части, окропляются освященными на литии вином и маслом и раздаются для подкрепления молящимся.

Просфору, антидор и артос нужно хранить в святом углу возле икон и вкушать натощак. Литийный хлеб вкушают после его раздачи на вечернем богослужении. Заплесневевшую просфору, антидор или артос следует сжечь или закопать в непопираемом месте. Если в храме, где вы окормляетесь, есть церковная печь, можно отнести остатки святыни туда.

Святая вода и ее свойства

Одна из святынь, сопровождающая христианина всю его жизнь – освященная вода. Значение воды в земной жизни любого человека переоценить сложно. Священномученик Ипполит Римский восклицает: «…Какой дар столько необходим для нас, как вода? Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья, истребляет горечь в виноградных плодах, умягчает маслину, услаждает пальму, украшает розу, испещряет цветами фиалку, питает лилию в прекрасной оболочке. Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что, когда прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая: Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес (Пс. 148; 4)».

В этих строках, несмотря на их возвышенность, говорится большей частью о значении воды в быту, в повседневной жизни человека. Тем не менее эта одна из необходимейших для людей субстанция с ветхозаветных времен имела важнейшее значение и в духовной жизни человека. Так, ритуальные омовения, совершаемые древними иудеями, были предписаны народу в Пятикнижии Моисеевом как обязательные действия религиозного характера. А когда Моисей посвящал Аарона и его сыновей на священническое служение, то «сделал так, как повелел ему Господь, и собралось общество ко входу скинии собрания. И сказал Моисей к обществу: вот что повелел Господь сделать. И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою; и возложил на него хитон…»

Страница 16