Астрология Каббалы и Таро - стр. 57
В жизни человек выглядит знающим и посвященным во что-то в роли Мага, но не в роли Шута. Когда человек наиболее близок к божественному, он не выглядит мудрецом: здесь он самый обычный человек. Хотя знание присуще Шуту в большей степени, чем Магу, он не стремится управлять своими мыслями и энергиями – а потому и не владеет ими. Образ Шута бескорыстней и выше, и то, что есть у Шута, дано всегда и всем. Но Маги (будь то целители или ученые) во все времена ценились больше, потому что манипулировать с инструментом своего разума – делая его воистину творческим орудием! – умеют немногие. А это именно то, что сейчас в большой степени определяет направление эволюции рода людей.
Шут един со Вселенной. Рациональное меркурианское сознание, как и свой дом, отделяет человека от остального мира. Воплощая принцип отмежевания, ограничения, конечности, оно ставит перед ним моральную проблему жизни и смерти (см. таблицу): ведь сознание содержит в себе смерть, фиксация омертвляет окружающий мир, и чем иным, как только смертью, может быть окончательное самоопределение? Так может, лучше отказаться от познания и быть живыми, как живая природа? Но сознание предопределено не только к тому, чтобы замыкаться на себе, согласно принципу Бины. Бет соединяет в себе завершенность Бины с всеобщей целостностью Кетера, смерть – с жизнью и ее истоком. Сознание причастно к абсолютному злу разделения и смерти, но оно же строит вечность мира и связывает нас с ним. И потому, как сказано в Сефер Отийот, мир является домом для тех, кто не забывает о строительстве дома. И это позволяет трактовать карту Мага как убежище и защиту. Так в мифологии боги-предки сатурнианского типа заботятся о выживании людей, творя сам человеческий род, определяя его судьбу и наследуя роль творцов Вселенной.
В этом смысле Маг – Логос, а бет – случайно высказанное Шутом Слово, которому было предопределено стать Космосом и которому алеф дал звук, чтобы оно прозвучало.
Здесь возникает параллель Мага и Логоса-Христа, и мы немного остановимся на ассоциациях западноевропейского мышления, связанных с первым арканом. Логос – бог мысли и речи Меркурий; распятие – кадуцей; два разбойника – две змеи кадуцея; Мария – это просто Майя, мать Гермеса, с солнечным «реш» во чреве. Христос спускается в ад подобно тому, как Гермес служит проводником в страну умерших. Гермес возвращает Орфею умершую Эвридику – Иисус воскрешает дочь Иаира. Для коллективного бессознательного нашей православной культуры подобные ассоциации чужды и выглядят почти кощунственными.