Аскольдова тризна
1
Велесова книга – священное писание древних славян; была вырезана на буковых дощечках в VIII–IX вв. новгородскими жрецами и посвящена богу Велесу (Волосу) – покровителю скота, богатства и торговли. См. также предисловие – «От автора».
2
Перун – древнеславянский бог грома и молнии, покровитель воинов.
3
Сварог – древнеславянский бог, покровитель кузнечного дела, отец бога солнца Даждьбога и бога огня Сварожича.
4
Сварга, или Ирий, – славяйский небесный сад (рай), где собираются и пируют боги и безгрешные души умерших.
5
Тризна – похоронный обряд у древних славян, состоящий из жертвоприношений (требы), военных игр, состязаний, борьбы и поминального пиршества.
6
Угобзити, угобжати – одарить, наделить, обогатить, оплодотворить, удобрить.
7
Корзно – верхняя одежда, плащ.
8
На языке полабских славян «рюрик», или «рерик», означало «сокол». Атакующий в полете сокол – древнейший тотем славянского рода, из которого происходили Рюрик и Рюриковичи. А на Руси он превратился в княжеский знак – символ власти, сохранившийся на печати Святослава Игоревича. Позже стал изображаться в виде трезубца: две вертикальные черты – два сложенных крыла, удлиненные по сравнению с хвостом – третьей чертой, и обводы точек на условной голове.
9
Ярл – скандинавский титул, соответствующий титулу графа.
10
Эйрин – Исландия.
11
Рында – телохранитель-оруженосец.
12
Свейский – шведский.
13
Боил – боярин.
14
Вымол – пристань.
15
Сарацинский – арабский.
16
Хозы – штаны.
17
Варяжское море – Балтийское море.
18
Даны – так в разговоре называли датчан.
19
В нашей отечественной историографии существуют две теории происхождения династии Рюриковичей: славянская и норманнская. Родоначальником первой является М.В. Ломоносов, второй – немецкие ученые А. Шлёцер и Г. Миллер, утверждавшие, что Рюрик – норманнский князь. Особенно возмутило Ломоносова восторженное заявление Миллера на торжественном заседании Петербургской академии наук в 1749 г., что «скандинавы победоносным своим оружием благополучно себе всю Россию покорили». По настоянию Ломоносова речь Миллера, уже напечатанная, была уничтожена. Но она все-таки увидела свет в 1768 г., после смерти Ломоносова, при Екатерине II.
20
Славяне разделяли общее для всех древних народов убеждение, что небо – это твердь.
21
Япончица – покрывало.
22
Саркел – хазарская крепость, построенная византийцами в 833 г. в месте впадения Танаиса (Дона) в Меотийское озеро (Азовское море).
23
Пест – старый медведь, молодого зовут пестуном.
24
Шалоник – юго-западный сильный ветер, слово – производное от р. Шелони.
25
Пабедье – время почти перед самым полуднем.
26
Речь идет об Исландии, к которой в 861 г. прибился корабль Надодда. Вскоре началось ее заселение скандинавами.
27
Шхеры – небольшие острова вблизи сложно расчлененных ледниками берегов.
28
Виса – строфа в поэзии скальдов.
29
Гардарика – так викинги в VIII–IX вв. называли Северную Русь. В скандинавских сагах так же именовался и «великий град» на севере восточнославянских земель; возможно, это Старая Ладога – предшественник Новгорода.
30
Пикты – племя, населявшее древнюю Шотландию.
31
Запястье – браслет.
32
Ястреб – здесь: рука.
33
Один – верховный бог норманнов, почитаемый ими так же, как славянами Перун.
34
Эйнхерии – погибшие воины-герои, попавшие в палаты Одина, его избранники.
35
Стол – здесь престол, княжение в Древней Руси.
36
Агора – площадь (греч.).
37
Волкодлаки – оборотни.
38
Помост – здесь: сени.
39
Людины – свободные граждане Новгорода, но не имеющие недвижимой собственности; владеющие ею – мужи; крупные землевладельцы и богатые купцы – сословие «житых людей».
40
Подстаросты – помощники старост, или «уличные», наблюдавшие за порядком.
41
Ободриты – одобрители, те, кто одобряет.
42
Вершники – конные.
43
Урослива – своенравна.
44
Обезские горы – так русы именовали между собой Кавказские горы, хотя название «Кавказ» существовало в языке многих народов.
45
Черная Земля – так называли еще Черную, или Волжскую Булгарию.
46
Мокош – древнеславянская богиня плодородия; Зимцерла – богиня весны; Лада – богиня рода, покровительница рожениц; Купальница – сестра бога Купалы.
47
Явь – по представлению славян, светлая сила, одновременно сам этот светлый мир, «белый свет». Противостоит Нави – загробному миру, «тому свету».
48
Родень – старинный город кузнецов, расположенный в месте впадения реки Рось в Днепр-Славутич.
49
Стило – орудие письма, перо.
50
Корец – ковш.
51
Кокора – здесь шпангоут – поперечный брус в корпусе судна, обеспечивающий устойчивость бортов и днища.
52
Гридень (гридин) – княжеский телохранитель, воин отборной дружины.
53
Мюса – хмельной напиток, приготовленный из кислого молока.
54
Ваны и Азы – божества в скандинавской мифологии, обитающие в Асхарде – жилище богов, куда попадают также души погибших воинов.
55
Поприще – здесь: путевая мера, около 20 верст.
56
Судьбы не только авторов, но и дальнейших хранителей дошедшей до нас части буковых дощечек полны трагизма и непонимания, существующих и по сей день. В этом смысле показательны комментарии и примечания ученых к Велесовой книге, наконец-то изданной в Москве в издательстве «Менеджер». Они полагают, что явление Велесовой книги говорит о начале эпохи русского возрождения. А сообщая о борьбе волхвов с Рюриком, они пишут, что тогда, воспользовавшись сменой династии, жрецы хотели укрепить свое влияние, а власть князя ограничить. Именно поэтому волхвы представляли Рюрика иноземным завоевателем. Так же они изображали и киевских архонтов Аскольда и Дира.
И все же эти князья были не норманнами, а законными наследниками власти: Рюрик – Гостомысла в Новгороде; Аскольд и Дир – Кия, Щека и Хорива в Киеве. Примечательно, что в Велесовой книге не упомянут ни один исторический деятель, живший после Рюрика. Последние по времени тексты (призыв к свержению Рюрика) относятся к 864 году, возможно, после подавления восстания и было прервано жрецами летописание. Но известно имя последнего новгородского жреца – Богумил, прозванного за свое красноречие Соловьем. Он согласно Иоакимовской летописи позволял в 991 году присланному из Киева греку Иоакиму крестить язычников в Новгороде даже в то время, когда дружина Добрыни и Путяты осаждала его. Видимо, именно Богумил и доверил хранить главную святыню Новгорода – Велесову книгу – Иоакиму, ставшему впоследствии первым новгородским епископом. Косвенным подтверждением того, что он имел Велесову книгу, можно считать наличие цитат из нее в Иоакимовской летописи и внесение в летопись более точных поправок, относящихся к настоящей славянской родословной князей Рюрика, Аскольда и Дира.
57
Часть их дошла до нас – это дощечки под номерами: II 7 г, II 7д, III29, III8/1, III14, II бе, II бэ и др.
58
Осуривание – от слова «сурица». Так называли напиток, приготовленный из забродившего меда с использованием молока, хмеля и других трав.
59
Карабы, хеландии – арабские и византийские суда.
60
Бьярмы – финское племя (древнерусское – пермь), жившее на побережье Баренцева моря и на берегах реки Печоры.
61
Вено – от слова «венити» (покупать и продавать) – плата за жену.
62
Если уж мы привели «Песню короля Регнера» Н.М. Языкова, вспомним и первые шесть строк из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина:
63
Тобола (тоболка, тоболец) – сума, сумка, котомка.
64
Закупы – лица, попавшие в зависимость от землевладельца вследствие получения от него ссуды (купы); бегство превращало закупа в холопа; расплатившись, закуп становился свободным.