Арианский спор. У истоков противостояния Востока и Запада - стр. 7
В византийском энциклопедическом словаре X века – лексиконе «Суда» – можно прочесть, что Лукиан, хорошо зная еврейский язык, восстановил священные книги, исправил большое число накопившихся при переписывании ошибок.
Его так называемая «Лукиановская рецензия» имела широкое хождение в Сирии, Малой Азии и других областях империи. Этот текст высоко оценивал Иоанн Златоуст.
По некоторым данным, которые нельзя назвать точными, Лукиан родился в Сирии, в городе Самосате, обучение проходил в Антиохии – у Павла Самосадского.
Иероним Стридонский, выдающийся деятель христианской церкви и один самых эрудированных людей своего времени, называл Лукиана Антиохийского человеком огромного таланта.
Лукиан подвергся репрессиям в период правления императора Максимина (305—313 годы), который преследовал христиан с особой жестокостью, принуждая их вместе с грудными детьми приносить жертвы языческим богам.
Лукиан Антиохийский
Лукиан был схвачен на основании доноса и заключен в никомидийскую темницу. Согласно Житию, донос из зависти к его доброй славе написал «священник, живший в Антиохии, по имени Панкратий, – последователь ереси Савеллия14».
Так начала разворачиваться смертельная борьба деятелей Церкви, религиозные взгляды которых не совпадали и не стыковались друг с другом.
Евсевий Кесарийский писал: «Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана, человека превосходного по всей жизни своей, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем своими поступками… Пресвитер Антиохийской Церкви Лукиан, человек прекрасной строгой жизни, погруженный в священную науку, был приведен в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен; его увели в тюрьму и убили»15.
«Царем», о котором пишет Евсевий, был Максимин. Император лично проводил допрос Лукиана, и он же приговорил его к смерти.
К сожалению, детали состоявшегося суда нам неизвестны, хотя сам факт его проведения можно считать установленным. Профессор А. И. Сидоров констатировал: «Факт осуждения святого Лукиана на смерть остается несомненным, как не вызывает сомнений и то, что он претерпел различные мучения»16.
Иоанн Златоуст добавляет важную деталь – Лукиан выдержал пытку голодом и стойко держался до самого конца: «Он (диавол-авт.) предает святого сего голоду. А ты, услышав о голоде, не оставляй этого слова без внимания; это самая жестокая из всех смертей; свидетелями тому – испытавшие голод; не дай Бог нам испытать его; мы хорошо научены молиться, „чтобы не впасть в искушение“ (Мф. 26:41). Он (голод), как бы палач какой, сидящий внутри утробы, терзает все члены, сильнее всякого огня и зверя пожирая со всех сторон тело, причиняя постоянную и невыразимую боль»