Арианский спор. У истоков противостояния Востока и Запада
1
Сам термин «Троица» – небиблейского происхождения. В христианский лексикон его ввел во второй половине II века Феофил Антиохийский в сочинении «Против Автолика», позже этот термин поддержал Тертуллиан.
2
Здесь и далее цит.: Карташев А. В. Вселенские Соборы. Holy Trinity Orthodox School (электронная версия). С. 12.
3
Захаров Г. Е. Арианский кризис IV века и возникновение оппозиции Запад-Восток в раннехристианской традиции. Диалог со временем. 2017. Вып. 58. с. 141.
4
Здесь и далее: Православная энциклопедия – электронная версия (на сайте – http://www.pravenc.ru/).
5
В те годы римская империя была разделена между двумя августами: на Востоке правили Диоклетиан и его кесарь Галерий, на Западе – Максимиан и его кесарь Констанций (отец Константина). В 305 году на Востоке августом стал Галерий, а его кесарем Максимин Дайа. После разгрома Лициния в 324 г. Константин начал управлять империей единолично.
6
Шмеман А. Д. Исторический путь православия. Глава 3. (на сайте —https://azbyka.ru/otechnik/).
7
Телушкин Й. Еврейский мир. М. Иерусалим. 2002.
8
Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия. Подг. к изд. А. И. Цепков. Рязань. 2004.
9
Тимофеев М. А. и др. Церковные историки IV—V веков. М. РОССПЭН. 2007. С. 192.
10
Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Издательский дом: ББИ. 2008.
11
Православная энциклопедия. М. 2000. Т. I. С. 232—233.
12
Биографии некоторых раннехристианских святых слабо подтверждены документально. Поэтому реальность их существования, например, Георгия-Победоносца, ставится отдельными учеными под сомнение.
13
Септуагинта – первый греческий перевод Ветхого Завета.
14
Ересь, возникшая в III веке, в основе которой лежало утверждение, что Лица Святой Троицы являются не вечными Личностями, а лишь проявлениями, гранями Единого Бога.
15
Евсевий Памфил. Церковная история. М. 1993. С. 306, 323.
16
Сидоров А. И. Святой Лукиан Антиохийский и его ученики. Альфа и Омега. №48, 49. 2007.
17
Свт. Иоанн Златоуст. Беседа похвальная о мученике Лукиане. Собрание творений св. Иоанна Златоуста. T. II. Кн. 2. M. 1994. С. 565.
18
Город в Малой Азии, недалеко от Константинополя, в котором родилась Елена.
19
Ныне – Антакья, на территории современной Турции.
20
Здесь и далее цит.: Карташев А. В. Вселенские Соборы. Holy Trinity Orthodox School (электронная версия). С. 12.
21
Горский А. В. Жизнь святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (на сайте -https://azbyka.ru/).
22
Мелитианский раскол возник в Александрийской церкви около 306 г. О причинах раскола источники сообщают по-разному, в т.ч. увязывают раскол с вопросом о назначении епископов.
23
Монархианство (единоначалие) – течение в христианской Церкви II – III веков.
24
Модалисты утверждали, что Отец, Сын и Дух не являются тремя вечными лицами вечного Бога, а некими временными, в которых Бог себя раскрывает.
25
Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения церквей в 1054). София. Киев. 1991 (электронная версия).
26
Константин принял крещение лишь в 337 году, находясь на смертном одре.
27
Эрмий Созомен и Сократ Схоластик писали, что после Тирского собора Маркелл согласился сжечь свою книгу, но не сделал этого, что было поставлено ему в вину на Константинопольском соборе.
28
Никомидия тогда была имперской резиденцией.
29
Сократ Схоластик. Церковная история. I, 25. М. 1996. с. 49—50.