Архитектурный путеводитель по Санкт-Петербургу - стр. 16
Михаил Земцов
Для понимания процесса эволюции петербургского барокко необходимо проследить за цепочкой некоторых событий, происходивших в городе в 30-е гг. XVIII в.
В период правления Анны Иоанновны (1730–1740) Санкт-Петербург продолжает свое развитие – в январе 1732 г. город на Неве вновь стал столицей Российской империи. 24 июня 1737 г. случился страшный пожар, который обратил в пепелище около тысячи домов, расположенных от истока Мойки до Зеленого моста. Сейчас на их месте расположены улицы Большая и Малая Морская. После пожара в городе активно проводятся работы по застройке «в линию регулярно», раздаются предписания о сносе «опасных» деревянных зданий. В этом же году Петербург был разделен на пять частей по административному управлению, а улицы города стали получать официальные названия. Завершаются начатые еще при Петре I стройки, для нужд императорского двора заново перестраиваются имеющиеся здания дворцов. Если говорить об архитекторах, которые первыми решали здания в стиле высокого барокко, то стоит начать разговор со знакомства с Михаилом Григорьевичем Земцовым. Талантливый и сообразительный мальчик родился в Москве, в Петербург его привезли обучать итальянскому языку при петербургской Канцелярии. С 1710 г. учился и был помощником зодчих Д. Трезини и Н. Микетти, а после учебы продолжил служить в Канцелярии от строений. В 1724 г. получил звание архитектора. Первое его здание было выстроено в Летнем саду вскоре после кончины Петра Великого. Это была деревянная «Зала для славных торжествований», воздвигнутая накануне бракосочетания царевны Анны Петровны и герцога Голштинского.
Здание «Залы для славных торжествований» было разобрано в 1732 г. по указанию Анны Иоанновны. В Летнем саду в это время строились новые дворцы, фонтаны, водовзводные башни. Земцов заведует всеми дворцовыми постройками в городе, позже несет обязанности «полицейского архитектора», с 1733 г. – главного архитектора Александро-Невского монастыря. Сверх этого руководит архитектурной школой, созданной Леблоном еще в петровское время.
Самой значительной постройкой Земцова явилась дошедшая до нас, несмотря на несущественные переделки, церковь Симеона и Анны, готовая в 1734 г. Она расположена по адресу: улица Моховая, 48. Три придела, колокольня высотой 47 метров со шпилем голландского мастера фан Болоса. По своей организации здание отсылает нас к формам Петропавловского собора – тот же основной развитый в длину зал, те же колокольня с куполом, отсутствие пышного, светского декора. Сложно назвать архитектурный стиль храма высоким барокко. Но стоит отметить, что здесь купол по диаметру больше, чем у Петропавловского собора, и сама колокольня не так сильно доминирует над остальными частями здания. Купол с колокольней мастерски прорисованы и уравновешены.