Архитектурный путеводитель по Санкт-Петербургу - стр. 19
Как только Растрелли получил должность придворного зодчего императрицы, имя его становится нарицательным. Все видные государственные деятели, влиятельные коммерсанты и промышленники мечтают заполучить архитектора для постройки собственных дворцовых ансамблей. В 1745 г. Растрелли проектирует и руководит постройкой здания Петергофского дворца. Параллельно он работал над Смольным монастырем. В то же время архитектор в Петербурге занимается постройками для вельмож Елизаветы – Воронцова и Строганова. Над многими проектами он трудился в качестве администратора и детальную проработку зданий возлагал на своих помощников. Иначе одному человеку невозможно было бы одолеть такую нагрузку.
ОСОБАЯ ИЗОЩРЕННОСТЬ И БОГАТСТВО ДЕКОРИРОВКИ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ СТИЛЯ БАРОККО В РЕШЕНИИ ИНТЕРЬЕРОВ
Летний дворец Елизаветы Петровны. М. И. Махаев
Дворец канцлера и дипломата М. И. Воронцова сохранился, он находится на Садовой улице, напротив Гостиного двора. Выстроен в 1744 г., в то время, когда автор экспериментировал, формировал свой язык образов в оформлении фасадов. Здесь можно еще встретить пилястры на разрывах колонн – признаки раннего барокко. В дальнейшем зодчий взамен рустовок и пилястр предпочитает использовать объемные элементы оформления фасада. Что касается внутреннего убранства – более 50 комнат и парадных залов были пышно отделаны лепниной и декоративной резьбой. В 60-е гг. XVIII в. граф Воронцов за долги уступает государству свой дворец, позже там открывается Пажеский корпус. В настоящее время во дворце Воронцова располагается Суворовское училище.
Дворец купцов Строгановых был построен в 1754 г. по проекту Растрелли. Само расположение дворца на красной линии улиц уникально в своем роде (здание находится на углу Мойки и Невского проспекта). Торжественно оформлен фасад здания с выходом на Невский проспект. Сдержанный декор линии цокольного этажа контрастирует с оформлением сандриков и барельефов на втором и третьем этажах. Цокольный этаж был заужен, и окна его по размерам сходны с проемами третьего этажа. Это связано с поздней нивелировкой Невского проспекта. Ризалит главного входа с львиной маской над воротами дополнен парами колонн по бокам, что придает фасаду дополнительную пышность и игру теней. Из подлинных интерьеров сохранились только небольшая прихожая и великолепный двухсветный зал с кариатидами, поддерживающими хоры. Остальные внутренние помещения пострадали во время пожара в конце XVIII в. и были перестроены.
Воронцовский дворец
Одной из лучших работ Ф. Б. Растрелли историки признают комплекс Смольного монастыря. Название «Смольный» – потому что после основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора. На дворе хранили смолу и варили деготь для нужд Адмиралтейской верфи. Воскресенский девичий Смольный монастырь отстраивался под личным контролем Елизаветы Петровны, которая хотела остаток жизни провести именно здесь. В плане монастырь четырехугольный, в форме греческого креста, разделенный на 120 келий. В углах расположены 4 церкви. В середине двора выстроена большая церковь. У главного входа в комплекс Смольного монастыря должна была быть построена колокольня высотой 185 метров – выше, чем шпиль Петропавловского собора. Но после детальной проработки модели монастыря (модель сейчас хранится в Академии художеств) было принято решение колокольню не строить, а оставить доминантой комплекса монастыря сам Смольный собор, который строился дольше всех зданий в Петербурге – 87 лет. Церемония закладки первого камня состоялась в октябре 1748 г.