Архитектурный путеводитель по Санкт-Петербургу - стр. 18
Партикулярная верфь на «Плане Трускотта» 1753 года
Пантелеймоновская церковь
Аничковские триумфальные ворота
Адмиралтейские триумфальные ворота
И Земцов, и Коробов забежали далеко вперед – к приезду императрицы Анны Иоанновны подготовили и реализовали проекты триумфальных ворот на Невской перспективе уже в духе высокого барокко. Аничковские ворота, стоявшие перед Фонтанной рекой, строились М. Г. Земцовым, а Адмиралтейские, стоявшие по дороге близ Адмиралтейских верфей, – И. К. Коробовым. И те и другие ворота были трехпролетные, с башенкой-бельведером, купол которой увенчивала аллегорическая скульптура. Здесь мы видим коринфские капители выходящих из тела фасада колонн, аллегорическую скульптуру – все то, чем архитекторы будут украшать свои здания позже, уже в период правления Елизаветы Петровны.
Бартоломео Растрелли
Вступившая на престол 25 ноября 1741 г. Елизавета Петровна активно раздавала указания перестраивать императорские дворцы в столице и загородных резиденциях. Так же активно строились дворцы для фаворитов и приближенных. В период ее правления менее чем за двадцать лет стиль барокко в Петербурге раскрылся и пышно расцвел. Своей роскошью изумляли не только фасады, но и внутренние помещения. Торжественные анфилады, пышные залы для приемов, позолота, кружевная лепнина, зеркала, контрастные цветовые решения фасадов, богатое скульптурное убранство. Маскароны, кариатиды, атланты, пышные капители у колонн. Членение фасадов происходит уже не с помощью плоских барельефов – пилястр, а с использованием колонн. Особая изощренность и богатство декорировки характерны для стиля барокко в решении интерьеров. Причудливость и беспредельная фантазийность лепных и резных украшений в интерьерах этой эпохи часто определяют термином рококо (от французского «рокайль» – осколки раковины). Чрезвычайное богатство интерьеров русских барочных сооружений имеет корни как в западном барокко, так и в русских традициях – вспомним насыщенные декором интерьеры древнерусских палат, теремов, храмов, иконостасы с ажурной золоченой резьбой.
Бесспорно, главным архитектором эпохи елизаветинского высокого барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Сын итальянского скульптора К. Б. Растрелли приехал в Россию в 1716 г. Привлекался к работам по достройке меншиковских дворцов, ездил стажироваться в Италию и Францию. Начинал он работу как самостоятельный архитектор в Прибалтике и Киеве.
Еще до приезда в Петербург Анны Иоанновны зодчий был занят работой над перестройкой нового, «третьего» Зимнего дома. В его состав вошли стоявшие в камне дома Кикина и Апраксина. Чтобы их соединить, нужно было построить вытянутый корпус вдоль Адмиралтейства. Получилось сложно и запутанно, да и черты старого петровского барокко на фасадной линии со стороны Дворцовой площади были видны очень четко. Первым зданием зодчего в стиле развитого барокко в городе на Неве стал деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны, который был готов в 1744 г. и находился на месте нынешнего Михайловского замка.