Размер шрифта
-
+

Архангел Метатрон. Первый и Последний - стр. 19

, одеяние Шехины и Мессия. Шехина (Шхина) имеет глубокий образ и символичное значение – это «видимое присутствие Бога», или видимый образ Бога. Метатрон и Шехина находятся в неразрывном союзе и постоянно взаимодействуют. Метатрон есть аспект Шехины, они предстают то в мужском, то в женском обличье, непрерывно перетекая из одного пола в другой в постоянной пульсации и взаимодействии. Другое имя Шехины – Матрона или Матронита, которое отличается от имени Метатрон одной добавленной буквой. Иногда Метатрон пишется как Мататрон. Это тоже свидетельство родства и единства двух главных небесных посредников – Шехины и Метатрона.

У Метатрона семьдесят имён, все они перечислены в Третьей книге Еноха в главе 48D. Когда рабби Ишмаэль в Третьей книги Еноха спрашивает Метатрона: «Каково имя твоё?», Метатрон отвечает: «У меня семьдесят имен, по числу семидесяти народов на земле» [3 Енох, гл. 48D47]. Список имён и их объяснение приводятся также в книге еврейской мистики, непосредственно связанной с Метатроном и названной «Сефер аХешек», или «Книга семидесяти имён Метатрона».

Одно из первых имён в этом списке – ангел Яхоэль, с ним отождествляют Еноха-Метатрона. Другие написания имени ангела Яхоэль (Yahoel) – Ягоэль, Йахоэл, Йоэл, Иаоил, Иоэль. Многие черты этого ангела соотносимы с Метатроном. Яхоэль был учителем человечества, наставникам Авраама и Моисея, который научил их Торе и открыл тайны Небесного Престола. Имя Яхоэль заключает в себе краткое написание несказуемого Имени Бога, поэтому его называют Малый Яго (Малый Яхве), а Яго (Йахо, Яхве) – это сокращённая форма тетраграмматона «Взойди к Господу (Йуд-Гей-Вав-Гей)», или «малый YHWH». Оно упоминается в Талмуде (Исх. 24:1) и считается связанным с именем Метатрона и производным от имени Яхве. Тем самым имя Метатрона соотносят с Божьим Именем, которое является меньшим проявлением непроизносимого священного имени Господа в иудейской традиции. Титул Метатрона как Малый Яго (Малый Яхве) встречается прямо или завуалированно как в Талмуде, так и в более поздних текстах апокрифов. Шолем Гершом, исследуя этот вопрос, пишет: «Вполне возможно, что имя «Малый Йуд-Йуд» из-за его еретического подтекста было намеренно исключено из рукописи Талмуда»48. В позднейших апокрифических текстах Метатрон открыто признаётся «малым Яго». В главе 12 Третьей книги Еноха написано: «Он возложил мне его на голову и дал мне имя «Малый YHWH» пред всей Своей свитой в выси, как написано: «Моё Имя в нём» (Исх. 23:21)» (3 Енох)49.

Численное значение имени Метатрон по гематрии равно 314 (мэм-тэт-тэт-рэйш-вав-нун: 40 +9 +9 +200 +6 +50 = 314), что совпадает с числовым значением имени Бога Авраама – Шаддай (Шаддаи, Shaddai – Всемогущий, Всесильный; шин-далет-йуд: 300 +4 +10 = 314). Рабби Раши, крупнейший средневековый комментатор Талмуда, писал: «Наши мудрецы говорили, что этот (ангел) Метатрон, ибо его имя подобно Имени его Властелина: его имя имеет то же числовое значение (314), что и Всесильный (шин, далет, йуд – Шаддай – одно из имён Бога)»

Страница 19