Архангел Метатрон. Первый и Последний - стр. 17
Избранный Сын Человеческий Енох представлен восседающим на Престоле Славы, но он и есть воплощение этой Славы. Следует отметить мнение Ярла Фоссума: «…в Книге образов «Избранный», или «Сын Человеческий», который идентифицируется с Енохом, возведён на «престол славы». Если понятие «славы» относится не к престолу, а к тому, кто на нем восседает, Енох в самом деле идентифицируется со Славой Божьей»41. Термин «престол Своей славы» применительно к преображённому Еноху-Метатрону используется несколько раз во всех вариантах рукописей Книги Еноха, например: «Он восседал на престоле своей славы и книги живых были раскрыты пред Ним (1 Енох 47:17), «И отныне не будет более там ничего тленного, ибо Он, Сын мужа, явился и сел на престоле Своей славы» (69:64).
Значение имени Метатрона
Само понятие о Метатроне имеет противоречивую историю, разные трактовки и значения, оно встречается в Талмуде, Мидраше, Таргумах, мистических и каббалистических сочинениях, апокрифах. Существует несколько (более пятнадцати) гипотез относительно этимологии самого слова, но нет консенсуса среди специалистов о его происхождении и интерпретации тайны этого имени. Наиболее широко принятое толкование имени Метатрон привязано к греческому слову «метатрониос» (μετάθρονος), составленному из двух корней: μετά и θρόνος и переводимому как «стоящий подле Престола (Трона Славы)», или «занимающий трон рядом с Божьим Престолом», или «тот, кто совершает служение (восседает) за троном». Гершом Шолем, рассматривая в своём глубоком исследовании такие трактовки, расценивает их как сомнительные, так как в греческом языке нет слова «метатрониос», и считает имя Метатрон тайным магическим именем, которое было придумано или открыто в процессе медитации: «Вполне возможно, что слово „Метатрон“ было избрано для чисто символического употребления и представляет собой одно из бесчисленных тайных имён, которыми изобилуют тексты „Хейхалот“, так же как писания гностиков и магические папирусы. Имя Метатрон, первоначально, видимо, введённое, чтобы заменить имя Ягоэль в качестве vox mystica, со временем полностью вытеснило его»42.
В Библии имя Метатрона непосредственно не упоминается, оно встречается в книгах Еноха, которые не входят не в еврейский, не в христианский канон. Шведский учёный Гуго Одеберг, первый издатель и комментатор Третьей книги Еноха, считает, что имя Метатрон происходит от имени персидского бога Митры и сравнивает их титулы, возможности и обязанности, такие как Посредник, Заступник, Князь Мира43. Такая же мысль приводится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в статье «Каббала», причём имя Метатрона дано в другом написании, где второй буквой указана «и»: «…замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией»