Анатолийская мечеть XI–XV вв. Очерки истории архитектуры
1
Приведу лишь книги, выходившие на русском языке в последние полтора десятилетия: Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999; Лэмб Г. Сулейман. Султан Востока. М., 2002; Льюис Р. Османская Турция: быт, религия, культура. М., 2004; Фрили Дж. Тайны османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск, 2004; Мантран Р. Повседневная жизнь Стамбула в эпоху Сулеймана Великолепного. М., 2006; Хитцель Ф. Османская империя. М., 2006; Финкель К… История Османской империи. Видение Османа. М., 2010; Гудвин Дж. Величие и крах Османской империи. Властители бескрайних горизонтов. М., 2012; Петросян Ю. Османская империя. М., 2012.
2
Особо отмечу: Райс Т. Т. Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии. М., 2004; Запорожец В. М. Сельджуки. М., 2011; Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. М., 2013.
3
См., например, обзор турецкой историографии по сельджукскому искусству: Karpuz Н. Anadolu Selçjuklu Sanati literatürü // Türkiye Araştirmalari Literatür Dergisi. 2009. С 7. S. 51–66.
4
Usul-i Mi'mari-i Osmani / M. de Launay, P. Montani, et al. Istanbul, 1873. См. также: Кононенко Е. М. Османский архитектурный историзм и поиски национального стиля // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 1. С. 92–103.
5
Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры. Т. 1. М., 2003 [1937]. С. 354–357, 382–386. Между сельджуками и османской Турцией «уместилась» тимуридская архитектура, к памятникам которой отнесены мавзолей Олджейту в Султание и мечети Исфахана.
6
Там же. С. 386.
7
Например: История зарубежного искусства / Ред. М. Т. Кузьмина, Н. Л. Мальцева. М., 1971; Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. М., 1984. – «искусство стран Ближнего и Среднего Востока» в них ограничено Арабским халифатом, Ираном и тимуридской Средней Азией (Н. Ф. Гуляницкий поместил еще параграф об архитектуре Азербайджана).
8
Миллер Ю. Искусство Турции. М.; Л., 1965.
9
См.: Кононенко Е. М. В ожидании «суперпроекта»: ориентиры турецкой мечети // Азия и Африка сегодня. 2014. № 4.
10
Стародуб Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.
11
См.: The Cambridge History of Turkey. Vol. I: Byzantium to Turkey, 1071–1453 / Ed. K. Fleet. Cambridge, 2009. P. 294.
12
Подробнее см.: Кононенко Е. М. Еще раз о «проблеме сельджукского искусства» // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2015. № 3.
13
Goodwin G. A History of Ottoman Architecture. L., 2003 [1971].
14
В англоязычной литературе даже существует термин byzlamic (Byzantium + Islamic), применительно к архитектуре используемый для характеристики раннеосманских зданий; см., например: Foss С. Survey of Medieval Castles of Anatolia I: Kütahya // Ankara, 1985. P. 86–95; Crane H. Some Archaeological Notes on Turkish Sardis // Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 1987. № 4. P. 43–58; Lindner R. P. Anatolia 1300–1451 //The Cambridge History Of Turkey. Volume I: Byzantium To Turkey, 1071–1453 / ed. K. Fleet. Cambridge, 2009. P. 124.
15
Подробнее об исторических названиях городов см.: Cahen С. Pre-Ottoman Turkey. A general survey of the material and spiritual culture and history с 1071–1330. N. Y., 1968. P. 189–191.
16
См., например: Каптерева Т. П. Искусство стран Ближнего и Среднего Востока // История зарубежного искусства / Ред. М. Т. Кузьмина, Н. Л. Мальцева. М., 1971. С. 103–110; Гуляницкий Н. Ф. История архитектуры. М., 1984. С. 184–196.
17
См.: Миллер Ю. А. Искусство Турции. М.-Л., 1965. С. 8.
18
Бородина И. Ф. Архитектура Турции XII–XIX вв. // Всеобщая история архитектуры. Т. 8. М., 1969.
19
Arseven G. E. L'Art Turc depuis son origine jusqu'a nos jours. Istanbul, 1939. P. 43.
20
The Cambridge History of Turkey. V. 1. Byzantium to Turkey, 1071–1453 / ed. K. Fleet. N. Y., 2009. P. VII.
21
The Cambridge History of Islam. V. 1A. The Central Islamic Lands from pre-islamic times to the Ist World War / ed. P. M. Holt, A. Lambton, B. Lewis. N. Y., 2005 [1970]. P. 231.
22
The Cambridge History of Islam. V. 1A. P. 149–160.
23
Гордлевский В. Государство Сельджукидов Малой Азии. М.-Л., 1941; Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. М., 2009.
24
Cahen С. Pre-Ottoman Turkey: a general survey of the material and spiritual culture and history с 1071–1330. N. Y., 1968. P. 19–90.
25
Запорожец B. M. Сельджуки. M., 2011. C. 29–43, 82–176. Анализ сельджукских источников см. также: Köprülü M. F. The Seljuks of Anatolia: their history and culture according to local muslim sources. Salt Lake City, 1992; Savvides A. G. C. Byzantium in the Near East: its relations with the Seljuk sultanate of Rum in Asia Minor, the Armenians of Cilicia and the Mongols A. D. с 1192–1237. Thessalonica, 1981; Savvides A. G. C. Some major Seljuk, Persian and Ottoman sources regarding Byzantine-Seljuk relations (A bibliographical survey) // Mesogeios. 25–26. 2005. Отмечу, что анализ источников ограничивается, как правило, собственно сельджукскими и византийскими текстами, без привлечения арабских материалов и достаточно обширных сведений о крестовых походах.
26
Aslanapa О. Turk Sanati. D. II: Anadolu Selçuklularindan Beylikler devrinin sonuma kadar. Istanbul, 1984. P. 1.
27
См. подробнее: Armstrong P. Seljuks before Seljuks: Nomads and frontiers inside Byzantium // Eastern Approaches to Byzantium / ed. A. Eastmond. Aldershot, 2001.
28
См. подробнее о взаимоотношении светской и духовной власти в Халифате: Бартольд В. В. Халиф и султан //Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата. М., 2002 [1966]. С. 27–28, 30–31; Hinrichs J-C. Sultan und Kalif auf Münzen der Seltschuken Anatoliens // Mesogeios. 2005. V. 25–26.
29
Гордлевский считал одной из причин поражения византийской армии при Манцикерте измену тюркских наемников «из чувства племенной солидарности»: Гордлевский. Указ. соч. С. 22–23.
30
Название «Анатолия» восходит к греческому «восток», и словосочетания «Западная Анатолия» и «Восточная Анатолия» часто воспринимаются как оксюморон и тавтология. Однако в разговоре о Турции более актуальным, нежели филологические тонкости, выглядит официальное деление на Анатолию (азиатскую часть турецких владений) и Румелию (европейские территории, уже – Фракия).
31
Приведена дата первого взятия Никеи; Византии удалось вернуть город, окончательно взятый Сельджуками в 1078 г. и ненадолго ставший столицей султаната Рума.
32
См.: Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. М., 2004 [1899]. С. 110–112.
33
См. подробнее: Гордлевский. Ук. соч. С. 24; Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. М.-СПб., 2008. С. 52.
34
См. подробнее: Хилленбранд. Ук. соч. С. 55
35
Красивый штрих: Ибн ал-Асир рассказывает о том, что, опасаясь поддержки крестоносцев христианами Антиохии (как это было в Эдессе) и не желая подвергать их выбору между единоверцами и согражданами, тюркский правитель Яги-Сийан обманом выслал христиан из города, взяв на себя заботу об их оставшихся внутри городских стен семьях (См.: Хилленбранд. Ук. соч. С. 82).
36
См. подробнее: Али-заде. Хроники. С. 305–316.
37
В совсем неподходящий момент выяснения отношений сюзеренитета и вассалитета Якуб Арслан Данишменд похитил ехавшую из Эрзерума к Кылыч-Арслану II невесту из дома Салтукидов. См.: Райс. Ук. соч. С. 58–59.
38
Гордлевский. Ук. соч. С. 34.
39
Шукуров. Образ Храма. С. 27.
40
Там же. С. 29. О происхождении гипостильных мечетей подробнее см.: Там же. С. 46–53.
41
Харран, связанный с авраамической традицией (Быт. 11:31–32; 12:4–5), описывается Ибн Джубайром как «место пребывания благочестивых аскетов, пристанище бродячих отшельников, отрешившихся от мира» (Ибн Джубайр. Путешествие. М., 1984. С. 174–175). Организация религиозного обучения при мечети Харрана позволяет считать ее первым мусульманским университетом.
42
Ибн Джубайр. Ук. соч. С. 175.
43
См.: Rice D. S. Medieval Harran: Studies on Its Topography and Monuments // Anatolian Studies. Vol. 2. P. 38.
44
Стародуб. Сокровища. С. 203. В качестве примеров можно привести пятничные мечети Казвина и Исфахана. В Средней Азии перестройка пятничных дворовых мечетей в айванные происходит позже – при Тимуридах: Бухара, Шахрисабз, Мерв, Самарканд; см.: Хмельницкий. МСМ. С. 70 сл.
45
Чахартак (перс. «четыре арки») – конструкция из четырех арок, поддерживающих купольное перекрытие, использовавшаяся при строительстве зороастрийских храмов огня. О претворении наследия, выразившемся, в частности, в использовании крещатых структур персидских построек, см.: Шукуров. Сила памяти и феноменология восприятия в архитектуре Великого Хорасана и Ирана // Искусство Востока. Вып. 4: Сохранность и сакральность. М., 2012. С. 111–112.
46
См.: Стародуб. Сокровища. С. 204.
47
Стародуб. Ук. соч. С. 205. См. также: Хмельницкий. МСМ. С. 193, 254; Зиливинская Э. Д. Очерки культового и гражданского зодчества Золотой Орды. Астрахань, 2011. С. 10. Ш. М. Шукуров связывает возникновение пештаков с михрабом, исходя из идей открытости вовне и перехода из одного качественного пространства в другое; см.: Шукуров. Образ Храма. С. 70.
48
Т. Х. Стародуб указывает, что четырехайванная мечеть, сочетавшая традиционные иранские формы айванов с дворовым планом арабских мечетей, решила проблему размещения большого количества молящихся: Стародуб. Ук. соч. С. 205.
49
Ср.: Petersen A. Dictionary of Islamic Architecture. L.-N.Y., 2002. P. 122. С. Хмельницкий, опираясь на огромный опыт исследования домонгольской архитектуры, утверждает, что в XII в. пятничные мечети Ср. Азии «были, практически без исключения, дворовыми»: Хмельницкий. МСМ. С. 86. Более того – наличие айвана в мечети-намазго Нисы позволяет ограничить ее архитектурные ассоциации XII – нач. XIII в.: Там же. С. 93–94.
50
Зиливинская. Ук. соч. С. 10.
51
Petersen. Op. cit. P. 168.
52
Хмельницкий. МСМ. С. 260–261, там же подробнее о медресе Ср. Азии.
53
См.: Хмельницкий. МСМ. С. 261–273, там же аналогии и литература; также см.: Хмельницкий С. Г. Ходжа Машад. Берлин-Рига, 2001.
54
Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа (Сообщения о сельджукском государстве). М., 1980. С. 39.
55
Орбели И. Проблема сельджукского искусства // Третий Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Доклады. М-Л., 1939. С. 154.
56
Пугаченкова Г. А. Пути развития архитектуры южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма. (Труды ЮТАКЭ. Т. 6). М., 1958. С. 347.
57
Там же. С. 346.
58
См.: Ремпель Л. Архитектурный орнамент южного Туркменистана Х-начала XIII вв. и проблемы «сельджукского стиля» // Труды ЮТАКЭ. Т. XII. Ашхабад, 1963; см. также: Ремпель Л. И. Искусство среднеазиатского Междуречья // Ремпель Л. И. Искусство Среднего Востока. М., 1978. С.95–103.
59
Хмельницкий. МСМ. С. 9.
60
См. подробнее: Хмельницкий. МСМ. С. 10–11, 152 сл. (предложенная им классификация – С. 153).
61
См.: Grabar О. The Umayyad Dome of the Rock in Jerusalem // Ars Orientalis. 1959. Vol. III.
62
См., например: Стародуб. Ук. соч. С. 311–325.
63
Хмельницкий. МСМ. С. 10. См. также: Daneshvari A. Medieval Tomb Towers of Iran: An Iconographical Study. Lexington, 1986.
64
См.: Хмельницкий. МСМ. С. 185–188. Камера мавзолея перекрыта 12-дольным сомкнутым сводом, внешняя оболочка реконструируется как 16-гранный шатер на звездчатом барабане.
65
Хмельницкий. МСМ. С. 175 сл., там же планы и варианты реконструкции.
66
См.: Хмельницкий. МСМ. С. 255–257. К XII в. может относиться только западная часть комплекса, в которой и находится перекрытое шатром помещение; восточная же часть – пристройки XIV–XVI вв.
67
Подробнее: Хмельницкий. МСМ. С. 203, там же литература. Датировка Хмельницкого – к. XI–н. XII вв.
68
См.: Хмельницкий. МСМ. С. 193.
69
См. подробнее: Шукуров Ш. М. Гунбад-е Кабус. Иконография высоты и шатровые купола Ирана // Иран-наме. 2012. № 1.
70
Бретаницкий Л. С. Проблемы художественных стилей и вопросы их периодизации / /Бретаницкий Л. С. Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М., 1987. С. 37.
71
Cahen. Pre-Ottoman Turkey. P. 51.
72
Бретаницкий Л. С. К вопросу об истоках мусульманского искусства // Бретаницкий Л. С. Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М., 1987. С. 47.
73
См.: Кононенко Е. И. Еще раз о «проблеме сельджукского искусства» // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2015. № 3.
74
Насир-и Хусрау. Сафар-наме. Книга путешествия. М.-Л., 1933. С. 43.
75
Creswell К. А. С. Mardin and Diyarbekr // Muqarnas. 1998. Vol. XV. P. 7. Соотношение сторон молитвенного зала существующей мечети Кресвелл назвал «невозможным» для христианского храма, – 1:4,5, тогда как во всех сохранившихся восточных базиликах – от 2:3 до 4:5.
76
См., например: Petersen. Dictionary… P. 66; Aslanapa. Türk Sanati. V. II. S. 1.
77
Ибн Джубайр. Путешествие. М., 1984. С. 186. Литература по мечети Омейядов огромна. Достаточно отослать читателя к наиболее доступному источнику: Стародуб. Сокровища… С. 111–134. Более полная информация: Flood F. B. The Great Mosque of Damascus: Studies on the Meanings of an Umayyad Visual Culture. Leiden-Boston-Koln, 2000, там же библ.
78
Шукуров. Сила памяти и феноменология восприятия… С. 106.
79
См., например: Шукуров. Образ Храма. С. 246–264; Стародуб. Сокровища… С. 81 сл.; Grafman R., Rosen-Ayalon M. The Two Great Syrian Umayyad Mosques: Jerussalemand Damascus // Muqarnas. 1999. Vol. XVI.
80
Бухари. Сахих. 1189. Существует хадис от Абу Зарра, согласно которому молитва в Масджид аль-Акса приравнивается к 250 молитвам, совершенным в любой другой мечети, кроме Масджид аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине (аль-Хаким, 4/509).
81
Говоря о воспроизведении плановой структуры мечети аль-Акса в других памятниках, в частности – в Кайруане, Ш. Шукуров отмечает: «Видовое отличие может с легкостью оказаться родовым началом для его последующего воспроизведения» (Шукуров. Образ Храма. С. 272). Это же относится и к мечети Омейядов в Дамаске, лежащей в основе целой цепочки воспроизведений. Возникает впечатление, что два знаковых памятника первого века ислама были положены в начало различных – в первую очередь географически, но наверняка и теологически обоснованных, – линий развития мечети: базиликальная планировка с параллельными стене киблы нефами мечети Дамаска повторялась на севере и востоке, в памятниках Сирии и Восточной Анатолии, а Т-образный план иерусалимской святыни стимулировал архитекторов Магриба.
82
См. подробнее: Шукуров. Образ Храма. С. 263.
83
Политический аспект архитектурных прокламаций вряд ли не учитывался, и здесь достаточно вспомнить активную антишиитскую деятельность визиря Низама аль-Мулька, апологета сильной централизованной власти, направленную равно против Фатимидов и персидских исмаилитов и стоившую ему жизни.
84
См.: Лэн-Пуль. Мусульманские династии. С. 110, 113.
85
См., например: Allen Т. Great Mosque of Aleppo // Ayyubid Architecture. Occidental, CA, 2003; Tabbaa Y. Survivals and Archaisms in the Architecture of Northern Syria // Muqarnas. 1993. Vol. X.
86
Анатолия и открывавшиеся здесь возможности привлекали не только исполнителей заказов Великих Сельджуков. В 1080–90-х гг. именно сюда потянулись жители Палестины и Сирии, ставших зоной экспансии Фатимидов, и вряд ли только тюркские гази, подобные Артукидам, – потомкам сельджукского наместника Иерусалима Артука, после отступления из Палестины укрепившимся в Юго-Восточной Анатолии, конкурировавшим с диярбакырскими Иналоглу, основавшим династии в Мардине и Хасанкейфе. См.: Али-заде. Хроники… С. 389.
87
О пропорциях омейядских мечетей см.: Creswell К. А. С. Early Muslim Architecture. N. Y., 1979. vol. 1, pt. I. Сравнение пропорций и размеров памятников эпохи Омейядов см., в частности: Cytryn-Silverman К. The Umayyad Mosque Of Tiberias // Muqarnas. 2009. Vol. XXVI. P. 37–61.
88
Стародуб. Сокровища… С. 118.
89
Creswell К. А. С. Mardin and Diyarbekr // Muqarnas. 1998. Vol. XV. P. 8.
90
Creswell Op. cit. P. 7–8.
91
Династия была основана Мехмед-беем Дилмачоглу, ветераном битвы при Манцикерте, получившим Битлис в вассальное владение, и в течение XII в. владетели Битлиса лавировали между интересами более сильных тюркских и курдских династий, – Сельджуками Рума, Шах-Арменидами, Артукидами, Сельджуками Ирака, Зенгидами.
92
Aslanapa. Op. cit. S. 5–7. Отмечу, что в недавнем трехтомном издании об архитектурном наследии Великих Сельджуков в разделе «Турция» места этому памятнику (вероятно, из-за его перестройки) не нашлось, в отличие от мечетей Диярбакыра и Сиирта, а также перестроенных памятников Ани; см.: Heritage of The Great Seljuks. Architecture. V. 3. Istambul, 2013.
93
Aslanapa. Op. cit. S. 4–5. Подробнее см.: Кононенко. «Большая мечеть» Сиирта и анатолийская архитектура Великих Сельджуков // Иран-наме. 2016. № 3–4.
94
В ходе проводимой на момент осмотра (2012 г.) реставрации мечети Сиирта сняты полы, убраны закрывавшие нижнюю часть стен деревянные панели, счищены скрывавшие кладку штукатурка и краска со стен и сводов.
95
См., например: Стародуб. Сокровища… С. 121.
96
Во всяком случае и с допустимой погрешностью – для географических долгот Восточной Анатолии и Сирии.
97
См.: Hamilton R. W. Khirbat al Mafjar. Oxford, 1959.
98
Мечеть датируется раннеаббасидским периодом, однако в восприятии сельджуков на нее могла распространяться датировка омейядского замка, построенного в 729 г. Подробнее см.: Grabar О., Holod R. City in the Desert. Qasr al-Hayr East. Cambridge, 1978.
99
Зиливинская Э. Д. Раскопки мечети Х-XII вв. в портовой части Дербента (доклад на семинаре «История материальной культуры народов Евразии», Фонд Марджани, 14.05.2015).
100
См.: Esin D. A Study on possible foreign impacts on the Sungur bey Mosque in Nigde. Ankara, 2005. P. 76. Подробнее об этом памятнике ниже.
101
См. подробнее: Стародуб. Сокровища… С. 205; Petersen. Op. cit. P. 122; Хмельницкий. МСМ. С. 86.
102
См.: Корбендо И. Великие святыни ислама. М., 2005. С. 268–269.
103
Под турецким термином месджит (mescit) обычно понимается небольшое изолированное здание мечети, лишенное минбара и (часто) минарета и предназначенное исключительно для совершения молитвы в шаговой доступности от жилья (аналогично квартальной мечети) (см.: Petersen A. Dictionary of Islamic Architecture. L.-N.Y., 2002. P. 186); джами (gami) обозначает городскую (пятничную, «соборную») мечеть, в которой предусмотрена возможность чтения проповеди и пространство которой расширяется за счет портиков, галерей, двора; однако на практике различия и в архитектуре, и в употреблении терминов стираются.
104
Tabbaa Y. Survivals and Archaisms in the Architecture of Northern Syria, ca. 1080-ca. 1150 // Muqarnas. 1993. Vol. X. P. 29.
105
Ibid. P. 29–33.
106
См. подробнее: Кононенко. Анатолийские мечети Великих Сельджуков: архитектурные и политические ориентиры // Искусствознание. 2015. № 3–4.
107
См. подробнее: Grabar О. The Formation of Islamic Art. Yale, 1973. P. 115–116; Шукуров. Образ Храма. С. 46–47, там же литература.
108
Ср.: Шукуров. Искусство и тайна. М., 1999. С. 82.
109
О факторах распада государства Великих Сельджуков см., например: Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. М., 2013. С. 198–199.
110
См., например: Гордлевский В. Государство Сельджукидов Малой Азии. М.-Л., 1941; Гусейнов Р. А. Сельджукская тематика в современной историографии // Тюркологический сборник. М., 1970; Sterlin Н. Turkey from the Selcuks to the Ottomans. L.-N.Y.-Tokyo, 1998. P. 7–8: Запорожец B. M. Сельджуки. M., 2011; Bayram M. State formation among the Seljuks of Anatolia // Mesogeios. 2005. V. 25–26.; Savvides A. G. C. Byzantium in the Near East: its relations with the Seljuk sultanate of Rum in Asia Minor, the Armenians of Cilicia and the Mongols A. D. C. 1192–1237. Thessalonica, 1981; Crysostomides J. The Byzantine Empire from the eleventh to the fifteenth century // The Cambridge History of Turkey. V. I. Byzantium to Turkey, 1071–1453. Cambridge, 2009. P. 11–22.
111
Неудача II крестового похода не только способствовала росту авторитета Сельджуков Рума, но и привела к изменению отношений между христианами Европы и Палестины, а также стала переломным моментом в развитии концепции джихада, обусловив активность Hyp ад-Дина Зенги: Хилленбранд. Указ. соч. С. 128 сл. См. также: Успенский Ф. И. Восточная политика Мануила Комнина: турки-сельджуки и христианские государства Сирии и Палестины // Сообщения Российского Палестинского общества. 1926. Вып. XXIX. С. 111 сл.; Berry V. G. The Second Crusade // A History of the Crusades. V. I. Madison, 1969. P. 463–512.
112
Рахманалиев. Указ. соч. С. 203. Рахманалиев считает причиной похода союзнические обязательства Византии расчистить путь крестоносцам в Палестину, однако в 1170-х годах крестовый поход не предпринимался. По другой версии, обострение отношений между Константинополем и Коньей было вызвано отказом Кылыч-Арслана II передать Византии часть владений ее бывшего вассала – Данишмендидов. См.: Райс. Указ. соч. С. 59–60.
113
См. подробнее: Cahen. Op. cit. P. 97–106; История Византии. Т.2. М., 1967. С. 318–332; Vryonis S. The decline of medieval Hellenism in Asia Minor and the process of Islamization from the eleventh through the fifteenth century. Berkeley-Los Angeles-L., 1971; Angold M. The Byzantine empire 1025–1204. A political history. L., 1984; Turan O. Anatolia in the period of the Seljuks and the beyliks // The Cambridge History of Islam. Vol. la. Cambridge, 2008. P. 236–244; Запорожец В. М. Указ. соч. С. 187–200.
114
В конце жизни Кылыч-Арслан II, утомленный ссорой с Салах ад-Дином из-за не слишком удачного замужества своей дочери, отрекся от власти, но, разделив султанат между сыновьями, сразу же ввязавшимися в междоусобицу, подобно шекспировскому королю Лиру, нашел поддержку только у младшего сына, – того самого, которого оставлял заложником при византийском дворе.
115
См.: Хилленбранд. Указ. соч. С. 95–96
116
См., например: Успенский Ф. И. История крестовых походов. М., 2005 [1901]. С. 77–79.
117
Отмечу, что, оставаясь в тени Сельджуков Рума, представители этой династии стали героями отдельного тюркского эпоса «Данишменд-наме», созданного в середине XIII в. См. характеристику этого источника и литературу: Savvides A. G. C. Some major Seljuk, Persian and Ottoman sources regarding Byzantine-Seljuk relations (A bibliographical survey) // Mesogeios. 2005. V. 25–26. P. 13–14, текст на русском языке: Гарбузова В. Сказание о Мелике Данишменде. М., 1959. Существует и «Салтук-наме»: Savvides. Op. cit. P. 22–23.
118
См.: Gibb H. A. R. The Damascus Chronicle of the Crusades. L., 1932. P. 61. О праздновании победы см.: Хилленбранд. Указ. соч. С. 121, там же литература об Иль-Гази.
119
См.: Cahen. Op. cit. P. 78.
120
Лэн-Пуль. Мусульманские династии. С. 122.
121
Хилленбранд. Указ. соч. С. 121.
122
См. подробнее, например: Семенова Л. А. Из истории средневековой Сирии. Сельджукский период. М., 1990; Степаненко В. П. Граф и ишханы Эдессы (конец XI-первая половина XII в.) // Античная Древность и Средние века. Вопросы социального и политического развития. Свердловск, 1988; Гуринов Е. А. Графство Эдесское и мусульманские государства. Конкурсная работа II Международного Интернет-конкурса научно-исторических работ «ИПИОХ-2008».
123
Подробнее см.: Али-заде. Хроники. С. 388–389; Лэн-Пуль. Мусульманские династии. С. 121–124, там же генеалогия.
124
Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб талхис ал-асар ва'аджа'иб ал-малик ал-каххар (Сокращение книги о памятниках и чудеса царя могучего). М. 1971. С. 80. По некоторым данным, мечеть Майяфарыкына заложена в 426 г.х. (1030 г.), т. е. еще до битвы при Малазгирте, что делает ее самым ранним тюркским архитектурным памятником Анатолии: Райс Т. Сельджуки. С. 203.
125
См.: Aslanapa. Op. cit. S. 8.
126
См.: Кононенко Е. И. Анатолийские мечети Великих Сельджуков: архитектурные и политические ориентиры // Искусствознание. 2015. № 3–4.
127
ал-Бакуви. Указ. соч. С. 79–80.
128
См. подробнее: Creswell К. А. С. Mardin and Diyarbekr // Muqarnas. 1998. Vol. XV. Необходимо указать, что данная статья Кресвелла, представляющая собой путевые заметки, сделанные при работе над «Early Muslim Architecture» [1932–1940], остается едва ли не единственным специальным трудом о сельджукской архитектуре Мардина; между тем автор признается, что попасть в Улу-джами Мардина, где в момент его поездки располагался военный объект, ему не удалось (Р. 2).
129
См.: Aslanapa. Op. cit. S. 9–11. О перестройке арабской мечети в Мардине см.: Guidetti М. The Byzantine heritage in the Dār al-islām: Churches and mosques in al-Ruha between the sixth and twelfth centuries // Muqarnas. 2009. Vol. XXVI. P. 6.
130
Creswell. Op. cit. P. 2.
131
См.: Aslanapa. Op. cit. res. 193.
132
См. подробнее: Aktur Н. An Artuqid Building: Dunaysir Great Mosque // Archi-Cultural Translations through the Silk Road. 2nd International Conference (Mukogawa Women's University, Nishinomiya, Japan, July 14–16, 2012). Nishinomiya, 2012. P. 331–332, там же библиография.
133
С 1983 г. город официально называется Шанлыурфа («славная Урфа») в память о его заслугах в войне за независимость Турции.
134
См.: Guidetti М. The Byzantine heritage in the Dār al-islām: Churches and mosques in al-Ruha between the sixth and twelfth centuries // Muqarnas. Vol. 26. P. 2–5.
135
См. подробнее: Guidetti. Op. cit. P. 12–16.
136
См. подробнее: Grabar О. The Crusades and the Development of Islamic Art // The Crusades From the Perspective of Byzantium and the Muslim World. W., 2001. P. 235–245.
137
См., например: Aslanapa. Op.cit. S. 18; Tabbaa Y. Survivals and Archaisms in the Architecture of Northern Syria // Muqarnas. 1993. Vol. X. P. 35–38; Guidetti. Op. cit. P. 17–20.
138
Перс. данишменд обычно переводится как «ученый, наставник» и в ряде случаев подразумевает сторонника рационалистического метода калама, противопоставляемого схоластическому течению мухаккиков. По некоторым сведениям, отец основателя династии принадлежал к ученому сословию Хорезма. Подробнее см.: Köprülü M. F. Islam in Anatolia after the Turkish invasion: Prolegomena. Salt Lake City, 1993.
139
См.: Cahen. Op. cit. P. 82.
140
Впрочем, и Данишмендиды, и Артукиды, чеканя монеты с христианской символикой и арабо-греческими билингвами, использовали в качестве образцов не только византийские и латинские образцы, но даже монеты сасанидские и античные. Подробнее см.: Гончаров Е. Ю. Античные и византийские заимствования на монетах Анатолии и Северной Месопотамии XI–XIII вв. // Оригинал и повторение: Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока (Искусство Востока. Вып. 5). М., 2014. С. 97, 107.
141
Подробнее см.: Запорожец. Указ. соч. С. 191–194.
142
Cahen. Op. cit. P. 89.
143
См.: Bayram M. Danişmend Oğullan'nin Dini ve Milli Siyaseti // Selçuk Üniversitesi Türkiyat Araştirmalan Dergisi (Konya). 2005. D. 18. S. 138–141.
144
См. подробнее: Шукуров. Образ Храма. С. 62. Укажу на высказанное еще в 1921 г. замечание А. Габричевского, сопоставлявшего проемы в архитектурной оболочке с «психическим фактом обнажения» и описывавшего их как «способы общения между заключенным в оболочку формующим пространством и внешним миром», связывающие интерьер (пространственное ядро) с «динамикой внешнего мира»; см.: Габричевский А. Одежда и здание // Искусствознание. 1994. № 2–3. С. 400–401.
145
Подробнее см.: Heritage of The Great Seljuks. Architecture. V. 3. Istambul, 2013. P. 10–16.
146
Aslanapa. Op. cit. S. 20.
147
Подробнее см.: Aslanapa. Op. cit. S. 21.
148
Эта перестройка отражена в надписи на портале здания. Строительная деятельность представительницы ветви Данишмендидов в период правления в Кайсери Сельджуков Рума показывает и сохранение позиций, и возможности потомков местной династии даже спустя несколько десятилетий после признания вассалитета.
149
См.:.Cahen. Op. cit. Р. 106–107.
150
См. подробнее: Стародуб. Сокровища… С. 277–281.
151
Пушкин А. С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 г. // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 17 т. Т. 8. Кн. 1. М., 1995. С. 475, 477, 478.
152
Эвлия Челеби. Книга путешествия. (Извлечения из сочинения турецкого путешественника XVII века). Вып. 3. Земли Закавказья и сопредельных областей Малой Азии и Ирана. М., 1983. С. 70–71. См. также: Кононенко. Большая мечеть Эрзерума в описании Эвлии Челеби // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2015. № 3. С. 276–282.
153
Подробнее о минарете эрзерумской мечети см.: Yurttag Н. Erzurum Ulu camii'ne ait yeni bir kitabe ve yapi hakkinda bazi düşünceler // Atatürk üniversitesi türkiyat araştirmalari enstitüsü dergisi /Journal of Turkish research institute. V. 17. Erzurum, 2001. P. 198–205.
154
Аналогичный купол реконструируется в близкой по времени постройки, но многократно перестроенной Пятничной мечети Баку; см.: Гияси Д. Азербайджан // Художественная культура Центральной Азии и Азербайджана IX–XV веков. Т. IV. Архитектура. Самарканд-Ташкент, 2013. С. 249. Подобные деревянные ложные купола будут использоваться позже в османских караван-сараях и в памятниках турецкой архитектуры XX в., намеренно отсылающих к национальной традиции.
155
Aslanapa. Op. cit. S. 25–26.
156
См.: Стародуб. Сокровища. С. 280–281.
157
Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры IX–XV вв. Л., 1987. С. 5.
158
Подробнее см., например: Heritage of The Great Seljuks. Architecture. V. 1–3. Istanbul, 2013.
159
Хмельницкий. МСМ. С. 64.
160
Sterlin Н. Turkey from the Selcuks to the Ottomans. L.-N.Y.-Tokyo, 1998. P. 82.
161
Подробнее см.: Шукуров. Образ Храма. С. 61–62.
162
Хмельницкий. МСМ. С. 64–65.
163
Подробнее об архитектуре Ани см.: Орбели И. А. Краткий путеводитель по городищу Ани. СПб., 1910; Якобсон А. Л. Очерки истории зодчества Армении V–XVII вв. Л., 1950; Sinclair Т. А. Eastern Turkey, an Architectural and Archeological Survey, volume 1. L., 1987; Cowe S. P. Ani: World Architectural Heritage of a Medieval Armenian Capital. Sterling, 2001.
164
Токарский H. M. Архитектура древней Армении. Ереван, 1946. С. 219–220.
165
Якобсон. Указ. соч. С. 158.
166
См. подробнее: Шукуров. Гунбад-е Кабус. Иконография высоты и шатровые купола Ирана // Иран-наме. 2010. № 1. С. 181.
167
Замечу, что И. В. Можейко, желая показать, «что деление истории народов на изолированные потоки – условность, и что картина мира в целом не только интересна, но поучительна», в поисках отправной точки останавливается именно на «мире конца XII века»: Можейко И. В. 1185 год (Восток-Запад). М., 1989. С. 8–13.
168
Подробнее см., в частности: Филипс Д. Четвертый крестовый поход. М., 2010; Queller D. E., Madden Th.F. The Fourth Crusade: The Conquest of Constantinople, 1201–1204. Philadelphia, 1999; Жаворонков П. И. Никейская империя и Восток // Византийский временник. Вып. 39, 1978; Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII–XV вв. М., 1981; Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб., 2007; Шукуров P. M. Великие Комнины и Восток (1204–1461). СПб., 2001; Chrysostomides J. The Byzantine Empire from the eleventh to the fifteenth century // The Cambridge History of Turkey. Vol. 1. P. 22–28; Angold M. A Byzantine Government in Exile. Government and Society under the Lascarides of Nicaea (1204–1261). Oxford, 1975.
169
Neumann С. Die byzantinische Marine. Ihre Verfassung und ihr Verfall // Historische Zeitschrift. Bd. LXXXI, 1898. S. 1–2.
170
Cahen С. Pre-Ottoman Turkey. A general survey of the material and spiritual culture and history с 1071–1330. N. Y., 1968. P. 110 ff.
171
Сразу же после завоевания Сельджуки Рума разворачивают строительство портов в Анталье и Синопе; см.: Redford S. Seljuk Inscriptions and Fortifications of Sinop Citadel // Publications of the 32nd Meeting for Survey Results. Ankara, 2010; Redford S., Leiser G. Victory Inscribed: The Seljuk Fetihname on the Citadel Walls of Antalya, Turkey // Taşa Yazilan Zafer: Antalya İçkale Surlarindaki Selçuklu Fetihnamesi. Istanbul, 2008.
172
Turan O. Anatolia in the period of the Seljuks and the beyliks // The Cambridge History of Islam. Vol. Ia. Cambridge, 2008. P. 245.
173
См.: Önge M. Conservation of cultural heritage on Alaeddin hill in Konya from the 19th century to present day. Ankara, 2011. P. 36.
174
Cahen. Op. cit. P. 201.
175
Подробнее см.: Arik R. Kubad-Abad excavations (1980–1991) // Anatolica. 1992. № 18; Redford S. Thirteenth-century Rum Seljuq Palaces and Palace Imagery // Ars Orientalis. 1993. № 23. P. 219–236.
176
См. например: Eastmond A. Gender and Patronage between Christianity and Islam in the XIII century // Change in the Byzantine world in the twelfth and thirteenth centuries. First International Sevgi Gönül Byzantine Studies Symposium / eds. A. Odekan, E. Akyürek, N. Necipoğlu. Istanbul, 2010. P. 84–87.
177
В XIII в. появляются исторические сочинения, в которых история Дома Сельджука доводится до правления султанов Коньи («История Сельджуков Ирана и Ирака» Раванди, «Сельджук-наме» аль-Кании); подробнее см.: Cahen. Op.cit. P. 222–223, 256–257.
178
Cahen. Op. cit. P. 249, там же см. о сельджукских медресе.
179
См.: Cahen. Op.cit. P. 251.
180
См.: Cahen. Op. cit. P. 252, 257.
181
См.: Redford S. The Seljuqs of Rum and the Antique // Muqarnas. 1993. Vol. X. P. 154–155.
182
См.: Turan. Op. cit. P. 233.
183
Стоит упомянуть, что, спасаясь от монголов, в Анатолию вторглись и войска разбитого хорезмшаха Джелаладдина Мухаммеда, опустошавшие восточные районы владений Сельджуков Рума.
184
Подробнее см.: Петрушевский И. П. Поход монгольских войск в Среднюю Азию в 1219–1224 гг. и его последствия // Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977.
185
См.: Cahen. Op. cit. P. 224; Акимушкин О. Ф. Вдохновенный из Рума // Иран-наме. 2007. №З. С. 117.
186
Наджм ад-Дин Дайа ар-Рази. Лестница в Небо: Наука для влюбленных. М., 2008. С. 15. (Изначально русский перевод X. Мадраимова готовился к изданию под более близким к оригиналу названием «Охраняемый путь для рабов Божьих от Начала и до Возврата»).
187
Рази. Указ. соч. С. 17–18. Выделения сохранены.
188
Рази. Указ. соч. С. 20.
189
См.: Джан Ш. Мевляна Джалаледдин Руми – жизнь, личность, мысли. М., 2008. С. 67–84; Бахауддин Валад. Утопленная книга. Размышления Бахауддина, отца Руми, о небесном и земном. М., 2009.
190
Wolper E. S. Cities and Saints. Sufizm and the Transformation of Urban Space in Medieval Anatolia. Pennsylvania, 2003. P. 17.
191
См. подробнее: Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. С. 188, 229. Возможно, фигура знаменитого наставника, высоко ценимого правителем, перекликалась с образом Аристотеля как друга и воспитателя Александра Македонского, знакомым на Востоке по «Шах-наме» Фирдоуси («Дара») и «Искандер-наме»; Низами многократно называет Искандера «румийским властителем», что также могло способствовать популяризации этого образа среди элиты Румского султаната.
192
Redford S. The Alaeddin mosque in Konya reconsidered // Artibus Asiae. 1991. Vol. 51. № 1–2. P. 54.
193
Önge M. Conservation of cultural heritage on Alaeddin hill in Konya from the 19th century to present day. Ankara, 2011. P. 28. С. Редфорд говорил только об одном храме; см.: Redford. The Alaeddin mosque… P. 57.
194
См.: Önge. Op. cit. P. 46.
195
Redford. The Alaeddin mosque… P. 55; Aslanapa O. Türk Sanati. Vol. II. S. 38.
196
Redford. The Alaeddin mosque… P. 57–60.
197
Кошк (иногда транскрибируется как «кёшк», «киоск») – отдельно стоящий дворцовый павильон; см.: Petersen A. Dictionary of Islamic Architecture. L.-N.Y., 2002. P. 154. О других постройках в цитадели Коньи подробнее см.: Önge. Op. cit. P. 32–34.
198
После смерти Кейхосрова I, сына Кылыч-Арслана II, Иззеддин Кейкавус заточил своего оспаривавшего власть младшего брата Алаеддина Кейкубада в крепости недалеко от Малатьи, где тот провел около 8 лет. Освобожденный только после смерти предшественника, Кейкубад не только отказал ему в захоронении в династическом мавзолее в Конье (Иззеддин похоронен в медресе Шифайе в Сивасе), но и постарался уничтожить его строительные надписи.
199
По мнению В. Гордлевского, появление в Конье родовой усыпальницы правителей, куда переносится и захоронение Масуда I, свидетельствует о том, что при отсутствии определенного порядка престолонаследия, оспаривании власти и зачастую случайных факторов, приводивших на трон того или иного султана, Сельджуки Рума уже воспринимали себя в качестве единой династии; см.: Гордлевский В. Государство Сельджукидов Малой Азии. М.-Л., 1941. С. 85.
200
Asutay-Effenberger N. Konya Alaeddin camisi yapim evreleri üzerine düşünceler // METU JFA. 2006. № 2. P. 113, 121.
201
Redford. The Alaeddin mosque… P. 72.
202
См.: Karamağarali Н. Konya Ulu Camisi // Rölöve ve Restorasyon Dergisi. 1982. D. IV. S. 121–132.
203
Asutay-Effenberger. Op. cit. P. 115.
204
См.: Asutay-Effenberger. Op. cit. P. 117–119.
205
Воронина В. Л. Средневековый город арабских стран. М., 1991. С. 59. См. также: Petersen. Op. cit. P. 240.
206
Подробнее см.: Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Средние века. Новое время. М., 1988. С. 154–157, 294; см. также: Бартольд В. В. Ориентировка первых мусульманских мечетей //Бартольд В. В. Работы по истории ислама и Арабского халифата. М., 2002. С. 537–542.
207
«Абу Марсад аль-Ганави рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не садитесь на могилы и не совершайте намаз, стоя лицом к ним"» (Муслим. Сахих. 2/668).
208
Redford. The Alaeddin mosque… P. 70 ff.; см. также: Sterlin H. Turkey from the Selcuks to the Ottomans. L.-N.Y.-Tokyo, 1998. P. 11. Так, одна из надписей в стене мечети содержит имя Мухаммада ибн Хаулана ад-Димашки (т. е. «из Дамаска»).
209
Весьма вероятно, что причиной обрушения купола оказались ремонтные работы конца XIX в.; даже на старых фотографиях перекрытия мечети Алаеддина выглядят иначе. Подробнее см.: Redford. The Alaeddin mosque… P. 57. Использование «раннеосманской» конструкции при «реставрации» вполне соответствовало программным «неоосманским» представлениям конца XIX в.: см.: Aslanapa. Op. cit. S. 40.