Анатолийская мечеть XI–XV вв. Очерки истории архитектуры - стр. 63
В турецкой историографии есть и иная точка зрения, согласно которой современный восточный гипостиль Алаеддин-джами не является частью мечети Масуда I, а перестроен из находившегося рядом с ней медресе; старая мечеть же якобы была разобрана в ходе строительства мавзолея Кылыч-Арслана II.[204] Одним из основных аргументов авторов этой гипотезы является неточная ориентация оси гипостильного зала в направлении киблы; однако известно большое число крупных мечетей, ориентированность которых на Мекку весьма условна, и более того – среди «авторитетных» мусульманских памятников арабского мира «случаи правильной ориентации крайне редки».[205] Напомню легенду о перестройке мечети Кутубийе в Марракеше и казни ее архитектора именно из-за изначально неправильно определенной киблы, – причем произошло это в середине XII в., но «новая» Кутубийе (1158–1196, синхронно строительству цитадели Коньи) сориентирована еще более неправильно.[206]
В любом случае, – является ли восточный гипостиль зуллой мечети Масуда или перестроенным медресе около этой мечети, – именно его следует признать более ранней, «базовой» частью Алаеддин-джами, к которой султан Кейкубад в ходе расширения комплекса пристроил западный зал. Сохранение же вместительного восточного гипостиля (при всей его явной конструктивно-планировочной архаичности и несоответствии архитектурной программе и возможностям султанов Коньи) как части молитвенного зала новой городской мечети имело литургическое оправдание: двор, образовавшийся перед западным залом Кейкубада внутри стены Кейкавуса, вряд ли мог безоговорочно использоваться для молитвы последовательными суннитами, каковыми представлялись Сельджуки Рума, – в этом случае перед молящимися оказались бы гробницы султанского некрополя и был бы нарушен известный запрет Сунны совершать намаз, стоя лицом к погребениям.[207]
Плоский потолок западного зала Кейкубада опирается на кирпичные стрельчатые аркады, образующие нефы, параллельные стене киблы. Таким образом, планировка новой части мечети следует проверенной авторитетной сирийской модели, реализованной и в артукидской культовой архитектуре. Известно, что и Кейкавус, и его преемник активно привлекали к реализации своей строительной программы мастеров из Сирии, безусловно внесших вклад в формирование «имперского стиля» Сельджуков Рума,[208] – особенно в декоративное оформление построек, что выдает, в частности, «парадная» северная стена комплекса цитадели Коньи.
Около западной стены аркады опираются на квадратные в сечении столбы, между которыми – также параллельно стене киблы – появились отрезки стен, на которые поднята женская галерея, занимающая четыре ячейки плана в юго-западном углу мечети. По сторонам от михрабной ячейки кирпичные аркады опираются на колонны-сполии и овальные в сечении столбы, имитирующие спаренные колонки с капителями и разделяющими их вертикальными тягами; схожие столбы сохранились, например, в храмах расположенных к югу от Коньи горных монастырей Алахан близ Мута (V в.) и Бинбиркилисе около Карамана (VII–X в.).