Размер шрифта
-
+

Анатолийская мечеть XI–XV вв. Очерки истории архитектуры - стр. 48

Здание представляет собой 7-нефную базилику, поперечно разделенную на 6 травей (в процессе перестройки две ячейки плана к востоку от михраба оказались слиты). Арки перекрытия опираются на 28 столбов, рядам которых на стенах (кроме западной) соответствуют пилястры и Т-образные пристенные опоры. Однако такой план базилики Эрзерума, сравнимый лишь с мечетью Хуанд-хатун в Кайсери XIII в., также имеющей 7 нефов, является результатом многочисленных переделок и расширений (сохранились надписи, свидетельствующие минимум о пяти значительных ремонтах начиная с XVII в.).

Эвлия Челеби, служивший в Эрзеруме в 1646–1648 гг., записал в «Сейахат-наме»: «Самой древней является соборная мечеть Улу-джами. Это соборная мечеть старой постройки, крытая глиной, с одним минаретом; [она находится] с внутренней стороны Тебризских ворот. Ее основателем является один из падишахов Ак-Коюнлу. В длину и в ширину она имеет 200 шагов. Минбар и михраб старинной работы. Внутри на 200 симметрично расположенных сосновых столбах покоятся сосновые же опоры [крыши]. Каменного купола нет. У одной стены мечети [пристройка, в которой] хранятся сухари на крайний случай. Соборная мечеть Эски-медресе примыкает стена к стене с восточной стороны к упомянутой выше соборной мечети. У нее два минарета».[152]


Эрзерум. Улу-джами. Вид с северо-запада


Из описания понятно, что Эвлия имеет в виду именно Улу-джами, к востоку от которой (правда, не «стена к стене», а в десятке метров, через улицу, создающую значительный уклон) действительно находится медресе Двух минаретов (Чифте минаре), главная архитектурная достопримечательность города; но сведения путешественника явно не соответствуют ни датировке Улу-джами правлением туркменов Ак-Коюнлу, ни размерам (200 шагов в каждом измерении), ни конструкции (200 сосновых столбов в интерьере). Единственное, чему можно поверить в приведенном фрагменте, – отсутствие купола и наличие деревянных стропил; не исключено, правда, что попавшие в описание Эвлии многочисленные деревянные столбы и стропила («сосновые опоры крыши», покоящиеся на сосновых же столбах), – это всего лишь строительные леса, возведенные для первого из зафиксированных в надписях ремонта мечети, произведенного как раз на рубеже 1630–1640-х гг. губернатором Эрзерума Хусейн-пашой. Можно предположить, что к моменту пребывания в городе Эвлии Челеби работы в интерьере Улу-джами не были завершены, о чем, кстати, свидетельствует его же указание на соседнее «Эски-медресе» как на «соборную мечеть», – вероятно, Школа Двух минаретов могла временно выполнять функцию главного городского молитвенного пространства.

Страница 48