Анатолийская мечеть XI–XV вв. Очерки истории архитектуры - стр. 37
В первые годы XIII в. строится Улу-джами Кызылтепе (Дунайсыра), транзитного пункта на дороге из Мардина в Урфу и из Анатолии в Сирию. Заказчиками ее являются последовательно правившие в Мардине праправнуки Иль-Гази, – Гюлюк-Арслан Хусам ад-Дин и Артук-Арслан Насир ад-Дин. На старых фотографиях мечеть предстает сильно руинированной,[131] и ее современные перекрытия – результат реставрации 1970-х гг.; однако план здания сохранился неизменным.
Мардин. Улу-джами. Тромпы
Вытянутый вдоль стены киблы молитвенный зал дунайсырской мечети (63,4×16,3) разделен аркадами на столбах на три нефа, перекрытых сводами (реставрированными как стрельчатые). Как и при перестройке мечети Сильвана и в мечети Мардина, пространство перед михрабом перекрывается куполом, причем квадратная (со стороной около 10 м) подкупольная ячейка объединяет две травеи, для чего своды южного и центрального нефа пришлось перерезать стрельчатыми арками. Опорные столбы купола поставлены так же, как в Мардине: по три точки на западной и восточной сторонах и только две – на северной. Купол опирается на тромпы, образованные профилированными стрельчатыми арками, стоящими на рельефных консолях; переход от тромпов к стенам дополнен конструктивными треугольниками, превращающими основание купола не в восьми-, а в 16-тиугольник. Эти дополнительные элементы можно считать предтечей конструкции «турецких треугольников», обычной для османской архитектуры. Треугольники, а также глубокие конхи тромпов, декорированы горизонтальными рядами резной кладки, напоминающей сталактиты и вызывающей ассоциации с элементами архитектурной декорации как мусульманского Ирана, так и древней Ассирии, а в роскошном оформлении оригинального михраба прослеживаются черты аббасидской и зенгидской архитектуры.[132]
Кызылтепе. Улу-джами. План
На плане мечети обращает на себя внимание неравномерная постановка опорных столбов сводчатых перекрытий: в северном ряду архитектор опирает более широкие арки на Т-образные столбы в углах подкупольного квадрата, что позволяет ему убрать квадратные в сечении столбы справа и слева, вдвое расширив северные части примыкающих травей.
Несмотря на довольно значительные для небольшого городка размеры молитвенного зала, мечеть Кызылтепе имеет двор, вдвое превосходящий здание (57×31) и некогда окруженный помещениями (сейчас территория двора, частично превращенная в сад, обозначена невысокой оградой). Проходы во двор, как и в мечети Мардина, сделаны в его южных углах вдоль фасада молитвенного зала. Центральный вход из двора в здание мечети акцентирован поднятием идущего вдоль фасада фриза и оформлен перспективным стрельчатым порталом, кажется, впервые в практике анатолийского архитектурного декора украшенным полихромными вставками. То, что двор был приспособлен для совершения молитвы, доказывается глубокими михрабными нишами, фланкирующими центральный вход в зал и оформленными в виде порталов с угловыми колонками без капителей, аналогично таким же фасадным михрабам в мечети Сильвана. Справа и слева от ниш сделаны по три прохода в помещение, оформленные профилированными стрельчатыми порталами, украшенными резным петлеобразным орнаментом. Вертикальные полосы такого же орнамента, вырезанные на облицовке здания, разделяют порталы и вызывают ассоциации с оформлением фасадов сильванской Улу-джами.