Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи - стр. 46
Это вопрос, над которым я стараюсь всю жизнь и которого хочу добиться всерьез <…>»[19].
После этих слов предложенная ниже схема будет более убедительной.
Основное композиционное свойство, отражённое в таблице 1 заключается в том, что ни одна из показанных частей (А, В, С) «не существует» самостоятельно. Любой элемент картины (С), связан и с мыслительными процессами художника (А), и с закономерностями восприятия зрителя (В). А мышление живописца в свою очередь зависит и от хода работы над полотном, и от предполагаемого мнения будущих зрителей.
Таблица 1. Неделимый элемент композиционного диалога, «смысловой атом» композиционного мышления
С помощью таблицы мы попытались показать целостную (принципиально неделимую) смысловую единицу композиционной формы. Композиционным мышлением организуется множество подобных единиц, образующих сложную структуру. Очевидно, что композиционное мышление, как и любой другой вид мышления, нельзя рассматривать вне контекста общепринятой психологической структуры «субъект-объект» (S↔O) [6]. При этом, в нашем случае, содержание композиционного мышления можно анализировать, только приняв эту структуру за основу, за «первичную, далее неделимую единицу», за «смысловой атом», отправную точку анализа[20].
Определяя художественно-композиционное мышление как способ создания композиционной формы художественного диалога, следует ещё раз подчеркнуть, что «композиционная целостность художественного диалога» разрушается не только от «прибавления» или «убавления» изобразительных элементов картины[21]. Она в неменьшей степени зависит и от неумения «читать» изобразительный текст[22].
Рассмотрев виды и значение взаимосвязей, перейдём к свойствам композиционных элементов.[23]
Для этого нам потребуется проанализировать ряд понятий:
1. «архетипический смысловой элемент»;
2. «инвариантный паттерн»;
3. «мыслительный конструкт»;
которые мы рассмотрим в следующих параграфах.
§ 2. Композиционные средства и смысловые элементы картины
Композиционные средства – это изображения различной степени конкретности. В процессе восприятия изображение становится знаком, символом или иллюзией, зрительным подобием реальных предметов. С раннего детства мы настолько хорошо научились различать изображения, что нередко полагаем, будто эта наша способность не требует никакого объяснения, а её механизмы совершенно очевидны. Мы непроизвольно наделяем изображения почти теми же свойствами, что и реальные предметы.
Чтобы понять, что такое изображение, необходимо избавиться от иллюзии очевидности,