Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи - стр. 41
Рис. 2
Окружность на рисунке 1 одновременно является окружностью и не является ею. Если вырвать этот элемент из контекста целого, то он, конечно, будет восприниматься окружностью, но если рассматривать его в контексте, то это окажется совершенно иная фигура, которой в геометрии нет названия. На первом рисунке мы одновременно видим окружность и «не-окружность», на втором – квадрат и «не-квадрат»! Парадоксально, но в зависимости от взаимосвязей с целым один и тот же элемент в одно и то же время для нашего восприятия является и не является самим собой.
Приведённые примеры – не что иное, как наиболее простые изобразительные композиции, а их парадоксальные свойства – основные имманентные композиционные законы, которые по существу и определяют, с чем мы имеем дело, – с композицией или нет.
Итак, в композиционной системе композиционные элементы многолики, «многосущностны». Они изменчивы, динамичны – достаточно измениться окружению – и они уже не те. Поэтому, выражаясь несколько метафорически, основное логическое правило здесь неприменимо: в композиции элемент «А» может одновременно и быть, и не быть элементом «В». На этом основывается сущность художественно-композиционного мышления, его иррациональное качество.
В композиционном контексте элементы имеют другое значение, чем вне его структуры.
Рассмотрим этот непростой и очень важный вопрос, без которого невозможно понять специфику художественно-композиционного мышления.
Анализ вопроса о том, что композиционные элементы зависят от контекста, начнём с наиболее распространённых определений композиции и понятия «композиционный элемент».
Предложенный в XV веке Л.Б. Альберти термин «композиция» многократно уточнялся, но единого определения до сих пор не существует. Приведем наиболее распространенные из них.
Итак, композиция – это:
1. сопоставление[5] форм, при котором они связываются в новое целое высшего порядка (Ф. Шмит);
2. форма столкновения[6] различных художественных традиций, диалектика «универсального» и «актуального», форма художественной полемики (С. Даниэль);
3. пространственно-временной узел[7] (В. Фаворский);
4. главная форма произведения, целостная форма отдельного произведения, выявление и построение смысловых связей, толкование сюжета (Н. Волков)[8];
5. форма изображения, способ взаимоотношения и взаимодействия изобразительных средств, применяемых в данном произведении (П. Флоренский).