Размер шрифта
-
+

Алгоритмы композиционного мышления в станковой живописи - стр. 43

а само художественно-композиционное мышление, несмотря на редкие попытки формализовать проблему, в основном опирается на интуицию.

Интуитивные, описательные методы строят на совершенно иных подходах. Традиционно выделяют несколько видов композиционных элементов:

1. абстрактные (линия, пятно, цвет, тон, фактура художественного материала);

2. конкретные (опорные плоскости, объекты и предметы, такие как небо, растения, животные, люди). Словом, всё, что может быть обозначено словом, т. е. «названо»;

3. и, наконец, смысловые элементы (знаки, символы, аллегории, образы).[9]

Смысловые элементы по форме сложносоставные, и образованы несколькими более простыми элементами. Вне психологических отношений с конкретным человеком они не существуют и проявляются только в их контексте. П. Руссо писал по этому поводу: «…Композиция существует с момента, когда предметы начинают изображаться не только ради них самих, но для того, чтобы их внешний вид передал отзвуки, которые они вызвали в нашей душе.» [2] Это хорошо видно на примере аллегории, истинный смысл которой, непосвящённый зритель не поймёт. Смысл будет скрыт для неискушённого восприятия системой символов.

Ю.М. Лотман предлагал рассматривать два вида сообщений: записку и платок с завязанным на память узелком. Способ прочтения в первом и во втором случаях будет различен. Из текста записки можно полностью узнать заключенную в ней информацию. Узелок же ничего не скажет постороннему. Непосредственно получить сообщение из такого «текста» невозможно. Он играет лишь мнемоническую роль, напоминая об уже известном содержании. Точно так же отношения смысловых элементов в живописной композиции всегда выходят «за пределы рамы», и их невозможно описать без обращения к коммуникативной функции искусства. Смысловой объект, не имеющий отношений с другими объектами или субъектом, в принципе не может быть рассмотрен, а вопрос о его существовании лежит в теоретической плоскости.

В начале главы мы говорили об «иллюзиях восприятия», говорили о том, что один и тот же предмет меняется в зависимости от контекста целого. Но самое важное, что акт восприятия «иллюзии» не может происходить вне отношения между человеком и изображением. Поэтому композиционную целостность следует ограничивать не пределами холста, а развёрнутым во времени процессом развития «художественной ситуации», которая берёт свое начало в момент создания картины и завершается её восприятием. Эта мысль сегодня очевидна, но она утвердилась относительно недавно, и своё наибольшее распространение получила только в XX веке. [3]

Страница 43