Размер шрифта
-
+

Адвокатская практика - стр. 46

Выдающимся юристом и великим литератором был и Александр Николаевич Радищев. Радищев получил блестящее образование: вначале учился в Московском университете, затем – в петербургском Пажеском корпусе, наконец – в Лейпцигском университете на юридическом факультете, там же сдал экзамены на врача.

Александр Николаевич в своих произведениях отрицал модный в то время «просвещенный абсолютизм», не верил в реформы сверху. Он считал, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

В своем гениальном публицистическом произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»[66] Радищев не только осуждал крепостничество, но и призывал к его уничтожению. «Заклепанные в узы» крестьяне «в законе мертвы». Их истязают, они лишены земли и права собственности, их «продают в оковах, как скот». Зверство помещиков доводит угнетаемых до отчаяния, это отчаяние порождает бунт. Радищев убежден, что не сбудутся надежды просветителей на нравственное перевоспитание крепостников. Крестьян освободят лишь гибель тиранов и «народное правление», которое существовало в истории России. «Новгород имел народное правление. Народ в собрании своем на вече был истинный государь». По форме правления Новгород был республикой. «Хотя у них были князья, – но мало имели власти. Вся сила правления заключалась в посадниках и тысяцких».

В своей оде «Вольность»[67] Радищев утверждает что «народное правление» возникает в результате революции.

Возникнет рать повсюду бранна,
Надежда всех вооружит,
В крови мучителя венчанна
Омыть свой стыд уж всяк спешит.
Меч остр, я зрю, везде сверкает.
В различных видах смерть летает,
Над гордою главой царя.
Ликуйте, склепанны народы,
Се право мщенное природы
На плаху возвело царя…

Народ свергает царя и судит его как злодея – «злодеев всех лютейшего», который «твердь свободы сокрушил».

Слог книги Радищева подобен слогу древнеримских ораторов, в которых слышно «благородное гремление звуков». Эти звуки вызывают сострадание души и ума, алкающих добрых дел.

Раскрывая тему правовой культуры, нельзя не отметить заслуги Гавриила Романовича Державина, а также Ивана Ивановича Дмитриева.

Державин и Дмитриев – министры юстиции России, выдающиеся поэты, сторонники просвещенной монархии, ограничиваемой законами.

Г. Р. Державин – первый министр юстиции России (8 сентября 1802 г. – 7 октября 1803 г.). В оде «Властителям и судиям»[68] поэт ставит закон выше земных властителей:

 Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать…

Идеал державинского государства – это такое человеческое устройство, где на троне властвовали бы разум, свобода, справедливость, главенство законов. Читая поэтические произведения Гавриила Романовича, мы обнаруживаем, что поэт понимает, что в России XVIII в. установилась абсолютная монархия, которая только чудом не превращается пока в деспотию. Он убеждается, что свобода законодательно не обеспечена, что человеческое достоинство попрано, что нужны меры…

Страница 46