Адвокатская практика - стр. 45
Поскольку языковые отношения имеют важнейшее значение в системе социальных и экономических связей, подлежащих правовому регулированию, то роль юридического сообщества и ее виднейших представителей в духовном управлении обществом огромна. Юристы во все времена были не только служителями закона, но и служителями слова.
§ 2. Правовая культура адвоката как одна из важных составляющих профессиональной правовой культуры
Литература и юриспруденция, искусство и право – это взаимосвязанные системы общественной жизни, выполняющие единую функцию: воспитательную и оценочно-императивную.
Существуя во взаимодействии, они обогащают друг друга.
Художники черпают вдохновение и темы в практике правоприменения, юристы, соприкасаясь с искусством, обогащают себя духовно, проникаются идеями гуманизма, корректируют свою практику, познавая идеалы человеческого бытия.
Соединение в одном лице художника и юриста дает необыкновенные результаты, порой рождая гения.
Именно великим юристом, гениальным драматургом предстает перед нами Денис Иванович Фонвизин. Он занимает особое место в России, ибо одним из первых затронул тему свободы человека от всех форм угнетения и утвердил себя противником неограниченного и «беззаконного самодержавия», считая, что свобода связана с освобождением крестьян от рабства. Герой его гениальной комедии «Недоросль» Стародум – борец против деспотизма и крепостного права.
Фонвизин негодует, что «народ пресмыкается во мраке глубочайшего невежества» и влачит жалкое существование безгласного рабства.
Находясь в длительной служебной командировке во Франции, Денис Иванович изучал философию и юриспруденцию под началом французских философов и юристов, знакомился с трудами Д'Аламбера, Дидро, Руссо, Вольтера, Франклина. С некоторыми из них встречался.
В «Письмах из Франции»[65], адресованных П.И. Панину, много внимания он уделил законности и правосознанию. С его именем связан юридический труд «Рассуждение о непременных государственных законах», предназначенный для будущего императора Павла I. Фонвизин исходил из теории естественного права, утверждая, что «обязательства между Государем и подданными суть равным образом добровольные», поскольку «все человеческие общества основаны на взаимных добровольных обязательствах».
Эти идеи находим и в его бессмертной комедии «Недоросль». Невежество, алчность и грубость – фон этого произведения. Многие типажи носят печать гротескной карикатуры; напротив, некоторые герои выражают идеалы справедливости того времени.
Нашлось в комедии место и разумному взгляду на государственное устройство. Стародум обращается к Правдину: «…угнетать рабством себе подобных беззаконно… Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости».