Размер шрифта
-
+

70 авторских упражнений для тренингов - стр. 6

– Фри ланс. Свободные художники, которые отличаются от предыдущих отсутствием долгосрочных обязательств, мобильностью как в содержании того, что они делают, так и в масштабах.

Идея сравнить формы организации работы с птичьими сообществами возникла по по сходству первого варианта с птичьей стаей. А дальше, когда метафора была выбрана, осталось найти аналоги к трем остальным вариантам. Когда я зачитываю участникам тренингов свои описания, они принимают на веру всю информацию, хотя, подозреваю, орнитолог поспорил бы со мной и нашел неточности. Лишь один раз участник возразил моим утверждениям, что воробьи – птицы обитающие во всех климатических зонах, и в пустыне, и на крайнем севере. Я услышала эту информацию в научно-популярном фильме, но было это давно и за точность поручиться не могу. Мне надо было таким образом подчеркнуть высокую адаптивность работников – «воробьев». Спора не получилось – я сказала: «Может быть» и спорящий мужчина, и все остальные участники поняли, что не это главное. Скажем так: «В рамках этого упражнения пусть гуси, аисты, воробьи и колибри живут именно так».

См. упражнение «Птичий двор».

Метафора + метаморфоза = идея, или как получить пропуск на свободу?

Работа по моделированию упражнения может быть сведена к поиску подходящей метафоры, но упражнение предполагает действие, будь это исследование, формирование, развитие. По этому следующий этап в работе – поиск метаморфозы.

Метаморфоза – видоизменение, переход в иную форму развития с приобретением нового внешнего вида и функций.

Метаморфоза – это тоже действие.

Во время обучения тренеров я предлагала такое упражнение: один человек называет понятие, имеющее отношение к психологической действительности, другой – метафору, третий – метаморфозу. Происходило это приблизительно так:

Обида – кусок льда – растопить

Жертва – груженый ослик – сбросить лишнюю поклажу.

Жадность – сундук с деньгами – тратить и дарить.

Одиночество – клетка – вырваться

любовь – огонь в очаге – заготовить дров

кризис – непроходимый лес – найти другую тропинку.


Я не скажу, что это задание далось им легко. Я заставляла психологов совершать серьезную мыслительную работу: вычленить признак, понятие, найти подходящий образ, затем придумать, как трансформировать исходное явление и, наконец, выразить это через подходящую метаморфозу. Не из всякого «трио» можно будет сделать упражнение. Например, картинка про двух баранов на мосту – типичная метафора упрямства, но метаморфоза – падение в реку, уж больно безысходна.

Еще я не очень хорошо отношусь к метаморфозам, связанным с разрушением. Не отрицаю, но прибегаю к таким метаморфозам очень редко. Еще будучи детским психологом я усвоила, что в нашей психике ничего не бывает лишним, и если что-то присутствует и мешает, то лучше с «ним» договориться, чем уничтожать. И дети это чувствуют лучше, чем взрослые. Однажды я работала со страхами одного пятилетнего мальчика. Есть такая психотехника – нарисуй и разорви. Так я и предложила ему сделать. Страх изображался в виде «воина с копьем, который заглядывает ко мне в окно». Нарисовали, разорвали, а мальчик мне говорит: «Ночью эти кусочки соединятся и он опять станет целым». Я беру спички, кладу клочки бумаги на поднос и поджигаю. Еще для верности предлагаю выйти на улицу и развеять пепел. «Тогда он превратится в пыль, я вдохну, и он попадет внутрь меня!». В общем, отказалась я от этой затеи – внутренняя реальность начинает сопротивляться и видоизменяться в еще более опасные формы. Нарисовали мы воина еще раз и стали с ним договариваться. Помните известный фильм «Шестое чувство»? Психотерапевт предлагает своему пациенту, который видит мертвых людей, спросить, что им нужно. Не убегать, не воевать, не прятаться а именно спросить. В работе с метафорами этот закон тоже работает – трансформируем, исследуем, договариваемся, но не уничтожаем. Растопленный кусок льда, который символизирует нашу обиду, превращается в талую воду, а она, в свою очередь, много на что сгодится. 

Страница 6