44 русских философа, которых обязательно надо знать - стр. 6
В начале 1840-х годов философской литературой заинтересовались разночинцы: интерес к философской литературе проявляют В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и др. Поскольку разночинцы интересовались социальными вопросами, то у них преобладал интерес к философии истории и философии права. Широкой известностью в этот период пользовались лекции по истории древней философии М. Н. Каткова, по всеобщей истории – специалиста по Средним векам Т. Н. Грановского, по русской истории – С. М. Соловьёва.
Отношение Николая I к преподаванию философии в российских университетах резко изменилось в период «весны народов» 18481849 годов, охватившей практически всю континентальную Европу: национальные революционные движения прокатились волной от Сицилии до Австрии. Признаком революционных веяний в России стало распространение философской литературы в среде разночинцев, оно отразилось на появлении новых левых политических кружков. В связи с этим появилась крылатая фраза министра народного просвещения П. А. Ширинского-Шихматова: «Польза философии не доказана, а вред от неё возможен». В 1849 году был раскрыт революционный кружок Буташевича-Петрашевского, стремившийся воплотить принципы утопического социализма путём насильственного свержения царской власти. Следствием было доказано, что члены кружка изучали труды европейских философов-социалистов, на основании которых выдвинули программу революционных преобразований. Именно поэтому в
1850 году император Николай I подписал указ о закрытии всех философских факультетов в университетах, а преподавание философии как отдельного предмета запретил. В итоге были закрыты философские факультеты в Санкт-Петербургском, Московском, Киевском, Харьковском и Казанском университетах.
При этом в духовных академиях занятия философией не прерывались, что предопределило расцвет русской религиозной философии.
Однако же сами философы никуда не делись и продолжали свои исследования. Также и известные писатели в своих произведениях затрагивали различные философские вопросы, например Н. Г. Чернышевский, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой.
Одним из направлений в русской философской мысли конца XIX – начала XX века является философия русского космизма. Отцом этого направления считается Николай Фёдорович Фёдоров (1828–1903). Философия Фёдорова концентрируется вокруг идеи победы над смертью, воскрешении мёртвых. Высший смысл для Фёдорова есть не сама жизнь, а высшая нравственность – это деятельность во имя жизни, исходным пунктом которой, по Фёдорову, могла стать только Россия.