44 русских философа, которых обязательно надо знать - стр. 5
В период правления Екатерины Великой сформировался феномен «дворянской философии», когда в дворянской среде считалось, что философию следовало знать, ей надо было обучаться. Под влиянием западноевропейской интеллектуальной культуры в екатерининскую эпоху формируется представление о ценности построения самостоятельных философских систем.
XIX век стал временем появления собственно русских философов. Уже не тяготеющих к религиозным проблемам или политологии, а именно рассматривающих чисто философские вопросы. И некоторые исследователи начинают историю русской философии именно с XIX века.
Возникали философские кружки и даже целые течения, среди которых наиболее известны славянофилы и западники. После войны 1812 года проявилось некое разочарование во французской культуре, а вместе с этим возрос интерес к истокам русской культуры, получивший выражение в трудах ранних славянофилов, задававшихся вопросом о русской самобытности.
Славянофилы отстаивали ценности православия и стремились переосмыслить значение России в европейской интеллектуальной истории. Движение же «западников», ориентировавшихся на французский опыт, оказалось в оппозиции к русскому обществу.
Крупнейшим мыслителем из числа ранних славянофилов был А. С. Хомяков, ранее входивший в «Общество любомудров». Он разработал религиозно-философский концепт соборности, сформулировав его в полемике с иезуитом князем И. С. Гагариным.
Реакцией на появление славянофильских кружков стало «западничество», получившее распространение после обнародования «Философических писем» (1828–1830 гг.) П. Я. Чаадаева, написанных на французском языке с позиций католика.
Славянофилы говорили о мессианской природе русского народа и ставили перед собой задачи выработки новой национальной философии, укоренённой в православной культуре, при этом монархия рассматривалась как единственно приемлемая форма государственного устройства. Западники же рассматривали монархию как оплот консервативных сил, препятствующих воплощению идеалов утопического социализма и равенству гражданских свобод.
Следует сказать, что в конце XVIII века интерес к философии проявляли исключительно представители дворянских фамилий, а вот в XIX веке доступ к философской литературе существенно расширился и затронул самые разные слои русского общества. Настолько разные, что в 1830-е годы в России появился первый философ из крепостных Ф. И. Подшивалов, автор труда «Новый свет и законы его» (1830). Подшивалов самостоятельно выучил французский язык и выступил с социальной критикой устоев крепостного права, а также переосмыслил роль христианства в обществе. Текст труда Подшивалова ныне утрачен, однако содержание его рукописи известно из доклада императору, составленного шефом жандармов.