Размер шрифта
-
+

200 православных исцеляющих икон - стр. 3

Однако уже в первых самостоятельных работах русских мастеров прослеживаются последовательные отступления от унаследованного греческого канона, которые в конечном итоге и сформировали самобытные особенности русского иконописного письма, разительно отличающегося от греко-византийской манеры иконописи.

Преобразования коснулись прежде всего изображения ликов, в которых появились славянские, более округлые черты, одеяний, также подвергшихся русификации, и цветовой палитры, посветлевшей и одновременно ставшей более насыщенной и радостной.

Строительство православных храмов в других удельных княжествах раздробленной Руси привело к формированию новых местных школ, бравших за образец творения киевских мастеров.

Новгородская школа

Благодаря многочисленным культурным связям Великого Новгорода с Византией новгородские иконописцы при создании своих работ ориентировались не столько на киевскую школу, сколько на греко-византийскую.

В целом новгородские иконы отличаются статичным изображением святого, несколько укрупненными чертами лица с широко распахнутыми глазами. Как правило, на каждой иконе писали только одного святого, а в том случае, если изображали несколько фигур, их писали анфас, без взаимообращения друг к другу. Все иконографические композиции отличают строгость и лаконичность, тонкая проработка деталей, тоновая чистота жизнеутверждающего колорита, плоскостность изображения.

Захват Византии крестоносцами привел к потере культурных связей Новгорода с Константинополем, что способствовало дальнейшему развитию самобытной иконописной школы северо-запада Руси.

На поздних новгородских иконах и храмовых фресках устоявшийся византийский канон соседствует с романическими традициями написания образов и яркими фольклорными красками, унаследованными мастерами от народных художников.

Сочетания фольклорных элементов с романическими и византийскими и стало своеобразным отличительным стилем новгородской школы.

Владимиро-суздальская школа

Владимиро-суздальская школа, формировавшая свой стиль написания священных ликов на протяжении XII–XIII вв., органически впитала в себя достижения киевских мастеров, служившие образцами для создания храмовых фресок, и опыт греческих иконописцев, приглашенных для росписи соборов. Мягкость письма, сотканные золотыми штрихами бесплотные фигуры, золотой свет, пронизывающий изображения, правильные пропорции как след античного влияния и гармоничный подбор красок стали отличительными чертами этой школы и источником рождения новой – московской иконописной школы.

Тверская школа

Страница 3