200 православных исцеляющих икон - стр. 5
В XVI–XVII вв. канонический образ русской иконы постепенно изменяется, утонченность линий и аскетичность ликов постепенно уступают место заимствованным из западной живописи более реалистичным изображениям святых с полнокровными губами, пухлыми щеками, более соразмерными глазами.
В цветовом решении иконы монументальность постепенно уступает место мрачной торжественности; светлые чистые краски заменяются более тусклыми, темными, плотными; композиционную лаконичность сменяет перегруженность деталями.
Ярославская школа
В отличие от московской школы, которая с XVI в. начинает испытывать активное влияние западной ренессансной живописи, ярославские мастера вплоть до XVIII–XIX вв. оставались приверженцами старого стиля написания икон с характерным для древних образцов тяготением к монументальности и строгости форм, лаконичности композиции, отсутствию нарочитых декоративных элементов.
Сохраненные традиции древнего письма сделали ярославские иконы предметом особого почитания староверов, не принявших никоновской реформы православной церкви.
Икона в доме: правила размещения, обращения с ней и сохранения святыни
Икона должна быть в доме каждого православного христианина, так как наше жилье – это продолжение храма.
По принятому канону домашний иконостас принято располагать на восточной стороне дома, но если такого места нет, то икону можно разместить в любом доступном месте, достаточно просторном для того, чтобы обращающиеся к Господу не чувствовали тесноты.
Не стоит ставить рядом с иконами фарфоровые статуэтки, фигурки из фэн-шуя или изображения поп-идолов; даже книги светского содержания представляют собой нежелательное соседство для главных святынь жилища, так как низводят их до простого украшения или ставят в один ряд с почитаемыми кумирами.
Лучше выделить для иконостаса отдельную полку, украсить его живыми цветами; большие иконы по традиции обрамляют убрусами – освященными домотканными полотнами или полотенцами с вышивкой.
По православной традиции весной после празднования Входа Господня в Иерусалим иконостасы украшают веточками вербы, которые заменяют новыми в следующее Вербное воскресенье. На Святую троицу иконостас украшают березовыми ветками, символизирующими процветание церкви, осененной Святым Духом.
В любом домашнем иконостасе следует иметь икону Христа – как правило, это поясное изображение Спаса Вседержителя – и икону Божьей Матери. Какой выбрать вариант из множества образов Пречистой Девы, каждый православный решает для себя сам. Дополняют иконостас изображениями святых, прежде всего Николая Чудотворца, первоверховных Петра и Павла, святого великомученика Пантелеймона, святого Иоанна Предтечи, иконами местночтимых святых.