200 православных исцеляющих икон - стр. 2
К X–XI вв. в Византии сложилась оригинальная высокохудожественная школа иконописи, выработавшая свои иконографические традиции передачи фигур Христа, Богоматери и святых. Вместе с православием Русь унаследовала от Византии и особенности восточной иконографии, сильно отличавшейся и в композиционном плане, и по цветопередаче от западных образцов.
После короткого периода ученичества, проявившегося в копировании привезенных из Византии икон, уже к XIV в. на Руси начала складываться своя национальная школа иконографии, отличительными особенностями которой стала глубокая одухотворенность создаваемых ликов. Имена А. Рублева, С. Ушакова известны каждому православному христианину, но большинство одаренных иконописцев, посвятивших созданию святых образов большую часть своей уединенной монашеской жизни, так и остались неизвестными.
Самым любимым, а потому и самым распространенным сюжетом русской иконы стало изображение Богоматери – глубоко почитаемой русским народом покровительницы и защитницы. Каждое княжество, каждый город, каждый монастырь хотели иметь свою икону Божьей Матери.
Создавая список с той или иной иконы, как правило, пришедшей из Византии или Греции, иконописец передавал свое представление о Богородице и Христе; так появлялись все новые и новые варианты икон, а те, в свою очередь, становились новой отправной точкой для создания других копий. Именно так появились Казанская икона Божьей Матери с многочисленными изводами, Смоленская икона, Тихвинская и многие другие.
Русская иконопись: история развития иконописных школ
Киевская Русь, приняв в X в. Крещение, отказалась от идолопоклонничества и начала возводить первые христианские храмы. Своих иконописцев не было и быть не могло, поэтому первые киевские храмы были расписаны приглашенными греческими мастерами, которые принесли с собой устоявшуюся в Византии иконографию и сюжетную композицию храмовой росписи, а также сформированную там же плоскостную технику иконописи.
Работая на Руси, греческие мастера брали себе в помощники талантливых русских художников, которые, овладев доселе неизвестной техникой и основой храмовой композиции, положили начало русской иконописи.
Если говорить о дошедших до нас именах первых русских иконописцев, то это прежде всего монах Киево-Печерского монастыря преподобный Алипий, живший в начале XII в.
Из греко-византийской иконописи русские мастера переняли сложившийся за годы противостояния иконоборцам канон: аскетическую простоту и строгую суровость ликов, лишенных каких бы то ни было живых человеческих черт, статичность форм, строгую симметрию и вытянутость линий, приглушенные темные тона. Являясь средоточием жизни духовной, икона не была и не могла быть похожа на портреты смертных, в ней не было места чувственным губам, пухлым ланитам, жизнелюбивому облику.