Золотые купола над Парижем - стр. 7
Об этом послании речь пойдет далее, потому что история строительства собора на набережной Бранли находится в прямой зависимости от этого обращения Святейшего, призвавшего к единству русской православной традиции в Европе. Как было уже сказано, в мае 2007 года было восстановлено каноническое и евхаристическое общение РПЦ с РПЦЗ, но третья ветвь разделенной церкви, Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе (Экзархат Вселенского Патриарха) отказалась вернуться к своим историческим корням. До молебна перед Терновым венцом, утром 3 октября, Патриарх встречался в Париже с Ассамблеей православных епископов, с митрополитом Галльским Эммануилом и с главой Западноевропейского Экзархата (КП) архиепископом Команским Гавриилом (де Вильдером). В тот же день последовал почетный прием у президента Франции Николя Саркози в Елисейском дворце, где впервые был поднят вопрос о строительстве русского православного собора.
Французский президент одобрил предложение Алексия II и обещал помочь. С первого дня поездки Патриарха, его Святейшество сопровождали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, архиепископ Иннокентий (управляющий Корсунской епархии) и духовенство епархии. Во время встречи у президента присутствовал и кардинал Роже Ечегорай, который в августе 2007 года посещал Россию и встречался с Патриархом… Уже тогда обговаривалась возможная встреча Алексия II и Бенедикта XVI. При жизни Святейшего этой встречи не случилось, но Патриарх Кирилл продолжил эту инициативу, так долго зревшую в христианском мире.
С каждым годом все больше крови льется на Ближнем Востоке, число христиан, изгнанных из своих стран и погибших за веру, уже перевалило за сотни тысяч. Римско-католическая и Православная Церковь должны были объединить усилия для защиты традиционного христианства, особенно страдающего от наступления агрессивного исламизма на Ближнем Востоке. Долгожданная встреча состоялась в 2016 году на Кубе.
В разговоре Святейшего Патриарха с президентом Саркози звучало беспокойство о будущих межправославных отношениях и забота о своей все прирастающей пастве в Европе. За последние годы православные, хранящие верность церковной традиции, наполнили немногочисленные храмы РПЦ в Париже. Эти люди, оказавшиеся во Франции по разным обстоятельствам (кто учиться, а кто работать), с трудом приживались в Экзархате КП, а маленький храм (он же кафедральный собор) Трех Святителей РПЦ на улице Петель, обустроенный в 1931 году из гаража, к середине 2000-х уже не вмещал всех желающих. На воскресных литургиях, на Пасху, Рождество и двунадесятые праздники, люди стояли на ступеньках при входе в церковь. Молдавская, украинская и грузинская общины не имели еще своих приходов, а поэтому все устремлялись на Петель, туда, где они могли исповедоваться, проникнуться молитвой, словами литургии и песнопениями на общепонятном им языке. Прихожане патриаршей церкви стали массово отправлять письма в Москву с просьбами помочь найти более просторное помещение в Париже.