Размер шрифта
-
+

Золотые купола над Парижем - стр. 9

II

Воскрешение из мертвых

Начало 90-х годов ознаменовалось необыкновенным событием. Русская Церковь десятилетиями гонимая, разграбленная, расстрелянная большевиками, поруганная в 60-е годы Хрущевым, обещавшим «показать по телевизору последнего попа», да и при брежневском застое, когда с большой опаской люди крестили детей, венчались и отпевали, – стала воскресать. В равной мере, те же явления пробуждения от вечного сна, стали происходить и у иноверцев. «Советы» отучали от веры не только православных, большой кровью и насилием заставили верить советский народ в КПСС и светлое будущее. Но уже в 70-х годах все больше стало проходить тайных крещений, чтений Писания, распространялись самиздатские листочки с молитвами. Трудно жить без веры, а потому, когда в 1991 году все поменялось, страх исчез и люди пошли в храмы.

Церковь оказалась не готовой к такому наплыву вновь уверовавших. Не хватало священников, а потому массовые рукоположения в те годы были обычным явлением. Часто священники даже не имели специального образования, многие технари и интеллектуалы оставили свои светские профессии и рукоположились. В середине 2000-х появились православные СМИ, Интернет-издания, первые богословские конференции, публикации; возродились братства, общины, школы, семинарии. Началось строительство новых храмов и восстановление монастырей. Скептики скажут: «Мало, капля в море!» Да ведь капля камень точит. Результат, который многие наблюдали в 90-е, поражал: казалось, что за годы Советов все умерло, ан нет, старушки в белых платочках, остатки церковной интеллигенции чудом сохранили нам веру.

Молитвами Новомучеников загорелись лампады и свечи в отстроенных храмах, согрели они охладевшие сердца, вдохнули жизнь. Да, конечно, было очень много званых, осталось мало избранных.

Важнейшим событием для Церкви и верующих стал Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 года. Для возрождающейся Церкви стало поистине искупляющим прославление новомучеников и исповедников российских. К этому чину канонизации была написана замечательная икона Собор Новомучеников и Исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных, на ней в клеймах – изображения жизни и мученических кончин отдельных святых, убитых большевиками. Средник иконы, где представлен собор святых, предстоящих в прославленном состоянии, группа страстотерпцев, семья Государя Николая П. В 2018 году исполнилось сто лет со времени этих кровавых событий.

Помню, как мы привезли из Москвы эту икону и захотели подарить одному из храмов Архиепископии. Это вызвало неоднозначную реакцию. Собрание прихожан потребовало икону убрать. Мы ее забрали и передали в храм РПЦЗ, где она сразу же нашла свое место рядом с алтарем… ведь семья государя императора была причислена к лику мучеников Русской Зарубежной Церковью в 1981 г. Отношение в эмиграции к почитанию и поминовению императорской семьи всегда было неоднозначно. Так, архиепископ Василий (Кривошеин) и митрополит Антоний (Блум), принадлежащие к Патриаршей Церкви, всегда почитали их святыми и совершали по ним панихиды и молебны. Парадокс, но церкви, возведенные государем во Франции, которые после раскола 1931 г. перешли с митрополитом Евлогием под омофор Вселенского патриарха, никогда не поминали страстотерпцев панихидами и мучениками их не считают.

Страница 9