Размер шрифта
-
+

Золотая осень русского Средневековья – «как отблеск славного былого» - стр. 4

, но и в виде рукописей, берестяных грамот и свитков, что во многом затрудняло их систематизацию и учёт.


Напрестольное Евангелие. XVII век. Фрагмент.


В XVI веке на Русь пришло книгопечатание. Его появление непосредственно связано с процессами зарождения новых общественных отношений в недрах феодального миропорядка Московского царства. История русского книгопечатания берёт своё начало в 1564 году, с появления первой печатной датированной книги «Апостол». Если в странах Западной Европы книгопечатание было связано с проявление частной предпринимательской инициативы, то в Московии его появлению во многом поспособствовал царь и митрополит. Если Иван Грозный, а также митрополиты Макарий и Афанасий видели в печатных книгах надёжный инструмент государственной и церковной власти, то первопечатник Иван Фёдоров, напротив, считал своим призванием создать доступную книгу для «возлюбленного русского народа», для его самоутверждения и просвещения. С момента возникновения, печатная книга старалась занять заметное, значительное место в духовной жизни русского общества. В книгах возникают вольные послесловия, в которых книжники выказывали своё личное отношение к публикуемому тексту, не скупясь на замечания и независимые комментарии, которые были непосредственно обращёны к читателям. Такая практика никак не отвечала интересам и чаяниям духовенства, и уже в XVII веке московский Печатный двор был взят под особо жёсткий контроль со стороны патриарха.

Печатные книги XVI–XVII веков мало в чём отличались от рукописных. В известном смысле между издателями тех и других шла непрерывная конкурентная борьба. Однако от более ранних, рукописных, книг печатную версию отличала очень серьёзная работа издателей с текстом, стремление приблизить церковные, богослужебные фразы к понятному, современному языку. Книги имели красивый шрифт – полуустав, были богато украшены орнаментами и декоративными элементами, начальными буквицами и нередко дополнялись иллюстрациями, выполненными на высоком художественном уровне. Русская книга в этом отношении нисколько не уступала западноевропейской. Книгопечатание в России, как таковое, запрещено не было, но находилось фактически в монопольном ведении государства. В XVII веке уже существовало четыре книгопечатных центра: в Москве, в Александровской слободе, в Нижнем Новгороде и в Иверском монастыре. Вероятно, благодаря умелому учёту иностранного опыта и искусности русских мастеров, даже вопреки всем сложностям внутриполитической обстановки, книжное дело в Московском царстве развивалось исключительно быстро. По свидетельству очевидца польско-шведского нашествия, московский «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть». Однако вскоре вместо старых печатен, где работали мастера-универсалы, коим были подвластны все операции по созданию книги, вырастают промышленные мануфактуры с чёткой кооперацией, основанной на разумном разделении труда. То, что раньше делал один уникальный специалист, теперь выполняли разные узкопрофильные мастера. В документах XVII века значатся такие умельцы печатного дела как словолитец, резец, знаменщик (художник), тередорщик (печатник), батыйщик (мастер по нанесению краски на формы), разборщик (разбирающий использованные формы), столяр и кузнец. Часть подсобных рабочих трудились по найму и именовались «подъячими азбучного дела».

Страница 4