Размер шрифта
-
+

Золотая осень русского Средневековья – «как отблеск славного былого» - стр. 3

Преодолев Смутное время и утвердив династию Романовых, Московия не только вернула себе почти все захваченные поляками и шведами земли, но и во многом изменила сам стиль управления государством. От методов правления Ивана Грозного, приравнивавшего царскую власть к Божией, Московское царство перешло к практике обновлённых земских соборов, куда входили практически все выборные сословные представители русского общества. А чуть позже, к середине XVII века, роль земских соборов даже с большей пользой для государства стали выполнять специальные учреждения – вновь созданные приказы, занимающиеся административными, хозяйственными, внешними и внутренними делами Московского царства. Все прежние кабальные торговые договоры, в которых как-либо ущемлялись права русских купцов, были отменены. Но страна не закрылась как во времена правления Бориса Годунова, напротив, сюда были призваны голландские промышленники, наладившие литейное, стекольное и канатное дело. Пример голландцев вдохновил многих русских инициативных людей, в которых во времена правления первых Романовых не было недостатка. В историческом плане весь XVII век шла ломка прежнего средневекового уклада, прежних традиционных стереотипов, что привело в итоге к изменению всего русского национального сознания. Эти перемены самым непосредственным образом сказались на культуре русского позднего Средневековья – его живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

«Где сокровищ каталог перелистывает стужа…»

«Хто премудр… в вас, да покажет от добраго жития дела своя, в кротости и в премудрости…»

Иван IV Грозный

«Никтоже бо с разумом родися когда, но учитися всякому словеси надлежит нужа.

Любовь в божественных – любовь человеческих, от учениа бо разум прилагается, якоже в святых людех глаголется, еже и до смерти учитися подобает».

Старец Артемий, виднейший идеолог нестяжательства XVI века

Ничто так красноречиво и ярко не свидетельствует об ушедшей эпохе как книга, изданная её современниками. Книга – самый значимый объект материальной культуры, синтез литературы, графики, живописи, декоративных приёмов и эстетических начал своего времени. Многое из того, что мы в настоящее время знаем об эпохе позднего русского средневековья, почерпнуто из книг.

Книжные собрания XVI–XVII веков на Руси – это, большей частью, собрания монастырей, в меньшей степени – библиотеки князей и бояр, ещё реже – собрания книг, принадлежащие отдельным монахам. Самого термина «библиотека» в те времена ещё не существовало, книжные собрания обычно называли «книжным домом» или «книжной казной». Крупнейшими личными книжными собраниями позднего Средневековья считались библиотеки Ивана Грозного и патриарха Никона. Учёт и хранение книг, как правило, вверялись наиболее образованным монахам, однако каталогизации собраний не проводилось, первые описи библиотек появились лишь в самом конце XV века. Собрания включали в себя книги не только в форме кодексов

Страница 3