Жуткие эксперименты, культы и секты. Реальные истории - стр. 58
Литература:
Blum D. Love at Goon Park: Harry Harlow and the Science of Affection. – Basic Books, 2002.– 352 p.
Harlow H. Address of the President at the sixty-sixth Annual Convention of the. – American Psychological Association, Washington, D. C., 1958. – The nature of love // American Psychologist, 1958. – V. 13.– 573–685 pp.
Harlow H., Harlow P. Human Model: Primate Perspective. – Vh Winston, 1979.– 312 p. – ISBN-10: 0470266422.
Hock R.R. Forty Studies that Changed Psychology: Explorations into the History of Psychological Research. – Prentice Hall, 2004.– 336 p. – ISBN-13: 978–0131147294.
Сколько нужно денег, чтобы солгать?
Год проведения эксперимента: 1957
Место проведения: США, Стэнфордский университет
Руководители: Леон Фестингер, Джеймс Карлсмит
В период всего существования психологической науки учеными было открыто множество разных феноменов, психических законов и процессов, которые обрели место в нашей повседневной жизни. Они знакомы каждому, пусть даже далекому от психологии человеку. Все знают, что такое депрессия, возрастной кризис, апатия, фобия, кто такие меланхолики, холерики, экстраверты и интроверты. В 1957 году Леоном Фестингером был открыт еще один феномен – когнитивный диссонанс. Если переводить с латыни два этих понятия, то cognitiо – «познание» и dissonantia – «несозвучность» образуют «несостыковку получаемой информации». Как же она будет стыковаться с нашими уже имеющимися знаниями, верованиями, опытом, представлениями о том, как должно быть?
Это состояние психологического дискомфорта может вызывать у человека ступор, непонимание, злость и растерянность. И может являться причиной для странных поступков, реакций как одного человека, так и целой группы. Леон предложил свою теорию о когнитивном диссонансе как объяснение конфликтных ситуаций. Не всех, но множества. И стал человеком, который повернул послевоенную социальную психологию на путь экспериментального подтверждения своих гипотез.
Вдохновением для Фестингера в этой работе стало сильное землетрясение в Индии в 1934 году и слухи, появившиеся после этого. Среди людей, которые были шокированы случившимся, но не понесли никакого ущерба от катастрофы, широко распространялись и принимались слухи о еще более страшных катастрофах, которые должны были произойти. Хотя, казалось бы, зачем верить слухам (а не точным прогнозам), которые вызывают еще больший страх? И Леон считал, что эти слухи на самом деле оправдывают актуальный страх, связанный с событием, которое уже произошло. Слухи функционировали, чтобы уменьшить непоследовательность чувства страха людей, несмотря на то, что они никак не пострадали от землетрясения. Это просто был повод для страха. Это и был тот самый диссонанс, необходимый психике для того, чтобы подготовиться к возможным будущим разрушениям или найти оправдание неуместному страху.