Размер шрифта
-
+

Жизнеописание святителя Митрофана, первого епископа Воронежского - стр. 3

Глава II

Вызов игумена Митрофана в Москву. – Борьба людей старого порядка с вызванными из Киева учеными монахами. – Начало раскола. – Высшие духовные власти, вызванные царем и Патриархом в Москву для соборных рассуждений о церковных делах. – Московский собор 1681 года. – Увеличение числа епархий. – Особенные побуждения открыть епархию в Воронеже. – Усиление раскола по Дону. – Бунты раскольников в казачьих городках. – Рукоположение игумена Митрофана во епископа на Воронеж

В 1681 году игумен Митрофан вызван был в Москву на чреду священнослужения и для соборных рассуждений о различных важных церковных делах. В это время у лучших русских людей, познакомившихся с образованием Запада, пробудилось стремление сблизиться с народами, обладающими большими сравнительно с русскими знаниями и искусствами. Сам царь Федор Алексеевич, воспитанник западнорусского монаха Симеона Полоцкого, видел необходимость учиться у иностранцев. Но чтобы избежать в этом отношении опасности для веры, по совету Святейшего Патриарха и духовных властей русское правительство обратилось к своим единоверцам, к малороссиянам и грекам. Но новые учителя по необходимости сталкивались со старыми учителями, и отсюда произошла борьба двух партий. Молодой великоросс, поучившийся у малороссийского монаха латыни и греческому, воображал, что он ученее своего прежнего учителя, часто своего духовного отца, не щадил посему иногда с действительным невежеством и мнимые его ошибки. Легко теперь понять, как должны были смотреть на это отцы духовные, тем более что сами киевские ученые нередко, гордясь своим образованием, вели себя высокомерно с лицами многоуважаемыми. Вследствие чего, как необходимое противодействие им, явились люди старого времени и порядка, которые упрямо восставали против новшеств, выступали против движения народа на новый путь. Раскольники в этом сближении с еретиками видели наступление царства антихристова. Строгие меры, принимавшиеся еще со времени Алексея Михайловича против приверженцев старины, только усиливали раскол. Ссылаемые правительством или убежавшие от преследований раскольники и в дальние окраины русского царства заносили свои ложные мнения и заражали ими православных. Вследствие чего, имея при этом в виду преобразование духовенства, отличавшегося своей необразованностью и часто безнравственным поведением, благочестивый царь Федор Алексеевич и Святейший Патриарх Иоаким созвали в Москву всех российских иерархов и настоятелей более известных монастырей или же лично известных святостью жизни. Для возвышения народной нравственности и для противодействия расколу собор, по предложению царя, постановил: «Назначить вновь в пристойных местах, в дальних и многолюдных городах, архиереев, открыть особые епархии, неподвластные митрополитам (так как царь Федор Иоаннович желал, чтобы каждому митрополиту иметь в своей епархии епископов, подвластных ему, а Святейшему Патриарху – отцам отцу – иметь многих епископов), чтобы в архиерейском чине не было церковного разногласия, распрей и “высости”, чтобы в таком нестроении не было святым церквам преобидения и от народа молвы и укоризны» (Исторические акты. № 75). Поэтому предложено было открыть новые епархии в Тобольске, в Холмогорах, в Устюге, в Тамбове и в Воронеже. Собором признано было необходимым учредить епархию в Воронеже, потому что многие из преследуемых правительством раскольников бежали в вольные «украйные» города, на Дон. Так, еще в 1677 году узнали в Москве, что по Дону и реке Медведице в казачьих юртах повадились жить старцы и попы и всякие прихожие люди в пустынях; печатанные вновь книги, церковную службу и иконное письмо хулят, образам Божиим не кланяются, много людей из донских городков к себе подговаривают и крестят в другой раз. Станичный атаман Понкратьев доносил в том же году в Москву: «В стороне, на день езды от города Чира (на Дону) находится Иовская пустынь

Страница 3