Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 4
В эпоху смешения понятий и духовного безразличия, результатом которых являются внутреннее оскудение, современный кризис (во всех смыслах этого слова), отсутствие подлинной радости, депрессивное и многопопечительное восприятие мира, в эту сложную эпоху слово святого Григория Паламы возвращает нас к истине. Это слово просто, и его способен воспринять каждый из нас. Оно наполнено истинной мудростью и опытом благодати
Святого Духа. Слово святителя Григория, скрывающее в себе истину, способно убедить в этой истине даже самого предубеждённого человека. Оно открывает неподдельное ведение Бога, подаёт человеку тишину, внутреннюю уверенность и надежду уставшей душе.
Настоящее издание представляет собой отрывки из проповедей, писем и трактатов святого Григория[1], которые были прочитаны и разобраны на собраниях молодёжи Духовного центра митрополичьего митрополичьего собора и опубликованы на нашем сайте www.neoiagp.gr. Мы убеждены в том, что эта попытка поможет нам и научит тому, как следует жить и вкушать истинную жизнь во Христе, а также тому, как можно радоваться внутреннему освобождению, которое приносит только Христос. Если мы примем решение осуществить слова святого Григория в нашей ежедневной жизни, то мы быстро почувствуем, что каждый из нас может стать причастником истинной радости Христова Воскресения и причаститься истинной Жизни, которую Он нам подаёт.
Архимандрит Мефодий (Алексиу)
Духовное наследие святителя Григория Паламы и вневременность его учения
В XIV веке Византии угрожали три опасности: во-первых, западная схоластика, представленная Варлаамом, который учил тому, что человек не может по-настоящему соединиться с Богом, во-вторых, натиск османских турок на Византию и, в-третьих, славянские набеги на Македонию, соединённые с духом эгоцентризма и суеверий, которые господствовали в тех краях. Таковы были обстоятельства, в которых подвизался святой Григорий Палама.
Святитель Григорий почитается нашей Церковью в воскресенье, следующее после Недели Торжества Православия, как образец православной жизни и учения. Действительно, если бы в его эпоху возобладали воззрения Варлаама, то жизнь христианина была бы не путём к обожению, а простым человеческим движением, лишённым свежести веяния Духа Святого. Личность боговидца Григория Паламы и его православное богословие, которое основывается на обожении человека посредством нетварных энергий в Церкви Христовой, делают святого исключительным явлением как его эпохи, так и современности. Святой Григорий Палама отвечает на основной вопрос каждого христианина: «Могу ли я увидеть Бога?» И его ответ таков: «Да, ты можешь увидеть Его в себе, увидеть духовно, если со всем своим покаянием и смирением, с болью душевной, ты обратишь к Нему свою молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя“».