Размер шрифта
-
+

Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 3

В 1346 году святого Григория рукополагают в архиепископа Фессалоникийского, и он становится для этого города духовным пастырем и возродителем.

Святитель почил о Господе в ноябре 1359 года и был погребён в кафедральном соборе Святой Софии.

Синодальным решением Вселенской Константинопольской Патриархии святитель Григорий Палама был торжественно причислен к лику святых всего через десять лет после кончины.

С конца XIII века на месте нынешнего митрополичьего собора святого Григория Паламы находилась большая трёхскатная базилика с деревянной крышей, посвящённая сначала Пресвятой Богородице, а затем святому великомученику Димитрию. В конце XVI века этот базиликальный храм стал митрополичьим собором города Салоники и сохранялся в своём неизменном виде до 1890 года, когда был уничтожен огромным пожаром.

Через год по проекту немецкого архитектора Циллера, профессора Афинского политехнического института, был заложен нынешний храм, спроектированный по типу византийского восьмиугольника. Основная часть храма имеет вид креста. Византийские архитектурные элементы в сочетании с неоклассическими придают этому памятнику архитектуры уникальный вид.

Внутри храма слева от входа покоятся святые мощи Григория Паламы, в честь которого и названа церковь.

Введение

Его Высокопреосвященство благословил нам проводить встречи с молодёжью в нашем Духовном центре. Во время этих бесед мы попытались изучать просвещённые слова святителя Григория Паламы, попытались уразуметь его духовное послание современному человеку – человеку, который жаждет истины.

Несомненно, нынешняя молодёжь и вообще современные верующие ищут подлинного учения, которое находится в русле святоотеческого предания Православной Церкви, и таинственной жизни во Христе. Святые отцы знали, в чём состоит глубочайший смысл христианской жизни, поскольку они были людьми молитвы, соединёнными со Христом и друг с другом, они пламенели духом, и потому их дело продолжает жить сквозь века.

В современной реальности наблюдается поверхностная и формальная связь нынешних христиан с духовно глубокой и истинной жизнью Церкви. Люди живут во внутренней и внешней сумятице. Абсолютизировав человеческие знания и земные достижения, они предприняли попытку обмирщения христианской жизни. Результат этого эксперимента очень ясно виден. Мы наблюдаем собственными глазами, как построенный ими карточный домик рушится, а земля при этом уходит из-под ног.

Можно сказать, что сегодня более осязаема необходимость внутреннего общения души с таинственным опытом православной реальности. Православие касается человеческого сердца, очищает и возрождает его, разогревает его и даёт ему надежду. Согласно святому Григорию Паламе, «опыт по природе своей более надёжен, чем доказательство… Тот, кто хочет описать словами ощущение и энергию сияния Божия тем, кто сам не вкусил этого, похож на человека, который пытается описать вкус мёда тем, кто его никогда не пробовал… Цель и начало жизни во Христе и духовного созерцания Бога есть неведение, которое превосходит ве́дение и которое соединено с чистотой и простотой сердца, – ведение, превосходящее всякий смысл. Оно есть сокровенное покаяние и невыразимое прозрение, таинственное и неизреченное созерцание вечного света, которого достигает тот, кто преодолел человеческую природу силою Духа, кто видел Божие сияние и стал его причастником. Человек, всецело обратившийся к Божественной любви, чувствует, что в нём живёт чудо свободы во Христе. Тогда по собственной воле он уже не сообразуется с духом мира сего, не пленён мыслью и не подчиняется делом сладострастию и слабости тела. Его сердце устремляется ввысь, его ум обновляется. И если такой человек когда-нибудь забудется и будет увлечён лукавым, который подстерегает его на пути, то он тут же замечает свою ошибку и покаянием вновь достигает смирения по Богу. Так постепенно в человеке начинает действовать решительное изменение и спасение».

Страница 3