Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 20
Те, кто духовно трудится ради добродетельной жизни, не считают эгоистично своим ни одно из своих достижений. Наоборот, они с радостью смиряют себя и славят Бога. Согласно святому апостолу Павлу, истинно верующие люди – это благоухание Христово, от них веет Христом (См. 2 Кор. 2:15). Своею жизнью и своими добродетелями они проповедуют Того, кто призвал их из тьмы в чудный Свой Свет. Боголюбивая душа, стремясь к своей цели, со страхом и трепетом использует инструмент непрестанной молитвы и моления. Тогда душе становится сладко, и она вкушает единственное истинное наслаждение.
А теперь поговорим о тех, кто любит тело. Тело желает земного, временного и связанного с миром. Те, кто живут, будучи рабами своего тела, принимают наслаждение, которое начинает действовать в них посредством чувств и страстей. Страсти бывают разными: страсть зрения, страсть слуха, страсть обоняния, страсть осязания и страсть вкуса. Нам не обойтись без конкретного примера. Причина страстей, связанных со вкусом, не в пище, а в отсутствии меры пищи. Страсть – это наслаждение, которого ищет человек, наслаждаясь изысканной пищей, объедаясь или упиваясь. И человек, который предаёт себя страстям чрева, легко бывает увлечён в любой другой ненасытный и страстный грех. И вот, вскоре такая телолюбивая душа, которая ищет, где бы ей ещё получить чувственного наслаждения, начинает ощущать в себе позывы к иным страстям, например, к накоплению денег и имущества, чтобы постепенно разбогатеть и предаться другим наслаждениям и страстям, среди которых будут эгоизм, возношение, хвастовство, человекоугодие и тщеславие.
Наслаждение, которое даёт душе Бог – это подлинная радость, чистая и бесстрастная. Люди, вкусившие этой радости, отличаются внутренней мирностью, где бы они ни находились: в собственном ли доме, в городе ли, или в храме Божием. Они не стремятся к мирскому восприятию вещей, насквозь пропитанному иронией, заискиванием, лестью и лицемерием. Они ясно видят заблуждение и обман мира сего, видят, каким количеством зла этот мир наполнен и как легко это многообразное зло может стать препятствием между человеком и Богом.
Вы только, пожалуйста, не думайте, что лукавый господствует над небом и землёй. Нет. Мир сей не находится под абсолютной властью лукавого. Есть Тот, Кто измеряет всё Своею дланью и удерживает всё в Своих руках. Он – Единственный Творец мира. Причина всех зол – наше собственное злоупотребление, а также страстное распоряжение нашей внутренней свободой. И если мы говорим, что в наши дни мир находится под властью диавола, то это значит только одно: мы сами неправильно распоряжаемся свободой собственного произволения, мы сами используем мир неправильно. Поэтому тот мир, который сами мы творим нашим свободным выбором, естественно находится под господством сатаны. Этот мир мы создали по своим грехолюбивым представлениям, и помогал нам в этом диавол.