Размер шрифта
-
+

Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы - стр. 19

Я, братья мои, делаю всё возможное, трудясь ради вас и словом, и духовным поучением. Поучаю как тех, кто приходит ко мне в митрополию, так и возглашаю поучения во всеуслышание в церкви. И это поучение поможет вам выкорчевать из души лукавую поросль, сделать явными страсти и глубины грехов, чтобы вы смогли восприять спасительное знание и идти по правильному пути.

Церковь Христова, а тем более Церковь сего великого града Фессалоники, имеет своими членами не только людей знатных и мудрых, но и простецов. Да и любой человек, кем бы он ни был, будучи внимателен к слову Христову и слушая его, не отвлекаясь, сможет понять то, что я говорю, и применить это в своей жизни.

Исполнение предлагаемого вам поучения предохранит душу от всякой злобы и сохранит всякое сердце, которое приняло в себя слово Божие. Я покажу вам и лукавые страсти, и добродетели. Вам станет понятно, что у страстей один корень, а у добродетелей – другой, и, поняв это, вы сможете выкорчевать один и окружить заботою другой.

Корень и начало любой добродетели есть любовь к Богу, тогда как причина всякой злобы – любовь к миру. Возлюбленный Христов ученик Иоанн говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – не от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15–16). Причина того, что человек любит мир, – это любовь к собственному телу. Мы любим мир потому, что хотим побольше позаботиться о слабости нашего тела и обо всём том, что имеет к нему отношение.

А вот причина того, что человек любит Бога, в том, что человек любит живущий в нём дух, то есть душу. Из этой любви к собственной душе произрастает и любовь к Богу. Подлинно верующие люди легко ощущают в себе эту истину. Они ощущают в себе страх бесконечного мучения, которое переживает удалившаяся от Бога душа. Это мучение похоже на сильный огонь, который жжёт человека. Верующий в Бога хочет погасить этот огонь своим сильным устремлением к Царству Божию и к торжествующему в этом Царстве вечному радованию. Именно поэтому истинно верующие люди удаляются от похотей и посредством жёсткой борьбы освобождаются от страстных и подпадающих под осуждение земных связей. С трепетным нетерпением они спешат прилепиться к Богу и возносят Ему свои долгие молитвы. Они делают это потому, что уверены: Один лишь Он обладает силой и властью, достаточной для того, чтобы освободить человека от боли греха и подать ему радость – дар, следующий за нашей любовью к Богу. Тогда Бог начинает действовать в человеке, тогда, Его благодатью, в человеке произрастает какая угодно добродетель. Если же Бог не начнёт в нас действовать, то любое из собственных наших действий будет грехом.

Страница 19