Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея - стр. 32
Христос призывает не мечтать и не переживать о том, что будет завтра, ибо его может и не быть. А жить по воле Божией: разумно, а не по влечению чувств, и по совести, то есть по заповедям Евангелия, а не просто по десяти заповедям Моисея или тем более по так называемым общечеловеческим нравственным нормам. И Господь никогда не оставит надеющихся на Него.
Глава 7
7: 1–2. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
Это тоже один из законов духовной жизни. Понятно, какое огромное нравственное значение он имеет. Ведь исполнение или нарушение его, как и любого закона природы, влечет за собой соответствующие последствия. Апостол Иаков предупреждает: Суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2: 13). Апостол Павел пишет: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9: 6). Святитель Иоанн Златоуст, призывая к неуклонному исполнению этого закона любви, произнес замечательные слова, что наше только то, что мы дали другому. Игумен Никон (Воробьев) пишет одной монахине: «Помни закон духовный: какою мерою меришь – такою и возмерится тебе; всем прости – и тебе простится, ко всем будь милостива – и к тебе будет милостив Господь» (Нам оставлено покаяние. Письмо 111).
7:5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
Всем понятно, о чем идет речь: своих грехов и страстей не видим, а у других малейшие недостатки подмечаем и начинаем обличать и поучать. Потому предупреждал апостол Иаков: Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению (Иак. 3: 1). Игумен Никон писал: «А ты поменьше касайся чужих дел и еще раз говорю: не ходи оплакивать чужих мертвецов, когда свой в доме, чтобы он не засмердел» (Там же. Письмо 90).
7:6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Речь идет о необходимости строгой рассудительности в словах, беседах, проповедях, публичных выступлениях, когда говорим о христианстве. Бесполезно, а большей частью вредно и даже грешно говорить о вере с человеком, не имеющим никакого интереса к исканию истины, а тем более ожесточенно настроенным против Христа. Запрещено святыми отцами вести разговор о Боге или спорить по каким-либо богословским вопросам с человеком-фанатиком или просто враждебно настроенным против вас.
Авва Дорофей: «Неприлично кому-либо исправлять брата в то самое время, когда он согрешает против тебя» (Душеполезные поучения. Гл. 1).