Размер шрифта
-
+

Жизнь и труды святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов Господних, семидесяти меньших апостолов и прочих равноапостольных благовестников Христовых, равноапостольных жен и жен мироносиц - стр. 13

Святой Апостол Андрей Первозванный

Святой Апостол Андрей был братом Апостола Петра. Так же, как и старший брат, он занимался с отцом рыбной ловлей. Но он не был привязан к семейной жизни и мирским удовольствиям. Презирая суету мира сего, он предпочел девство брачной жизни. Недолго Андрей оставался и в доме родительском. Когда проповедь Иоанна Крестителя огласила Иордан, Андрей, услыхав эту проповедь, пошел к Крестителю и стал его учеником. Вскоре после этого Андрей последовал и за Христом.

Однажды Иоанн Креститель стоял с учениками своими на берегу Иордана. В это время Иисус, после сорокадневного поста в пустыне и победы над искусителем, возвращался из Своего уединения. Иоанн, не раз говоривший о Нем своим ученикам, указал на Него и воскликнул: «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…» На другой день Иоанн с двоими учениками, Андреем и Иоанном, опять стоял у Иордана. Увидев идущего мимо них Иисуса, он повторил свое прежнее свидетельство о нем. «Се Агнец Божий», – сказал Креститель. Эти слова были как бы особенным указанием для учеников Крестителя. Они тотчас оставили учителя своего и пошли за Иисусом. Иисус, обратившись и увидев, что они идут за Ним, спросил: «Что вам надобно?» Они отвечали на этот вопрос вопросом же. «Учитель, где Ты живешь?» – сказали они. В их словах слышалось желание идти ко Христу. «Идите и увидите», – ответил им Господь. Они пошли за Христом и провели у Него весь этот день (Ин. 1, 29–40). Это было первое призвание Христом учеников. Святой Апостол Андрей поэтому и получил наименование Первозванного. После этого святой Андрей был еще раз призван Христом. Это было после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Всех объял ужас при виде необычайного чуда. Тогда Тот, обратившись к рыбакам, сказал: «Идите за Мною, – Я сделаю вас ловцами человеков», – и святой Андрей с братом своим Симоном-Петром, оставив сети, последовали за Христом (Мрк. 1, 16–18; Мф. 4, 18–20; Лк. 5, 1-11). С этого времени святой Андрей уже неотступно был с Господом.

Когда, после вознесения Господня, все Апостолы разошлись с благовестием по разным странам, и святой Андрей отправился на проповедь учения Христова. Главным местом его проповеди была Малая Азия, и собственно – побережье Черного моря. Много скорбей и страданий за Имя Христово претерпел здесь святой Андрей, но, укрепляемый силой Божией, он с радостью перенес все бедствия. Самые большие мучения он испытал в Пафлагонском городе, на берегу Черного моря. Там его влачили за руки и за ноги, без пощады били палками, бросали в него камнями, вырывали пальцы и зубы. Только благодатию Христовой святой Апостол остался жив и невредим от ран. Мужественное терпение, с которым он переносил страдания, значительно умножило число верующих в Синопе. Из Синопа святой Андрей пошел на восток по берегу Черного моря и пришел в Амосию. В первую субботу по прибытии сюда Андрей вошел в еврейскую синагогу и обратился к присутствовавшим с проповедью о Христе. Окончив речь, он тотчас же удалился из синагоги, оставив своих слушателей одних размышлять о сказанном. На улице Апостола окружили с больными и бесноватыми, – молва о нем, как о великом целителе, уже успела достигнуть до Амосии из Синопа, где он совершил множество исцелений. Прежде чем подать исцеление, святой Андрей обратился к народу со словом, убеждая познать Истинного Бога. После этого он начал исцелять принесенных недужных. Тогда множество жителей Амосии: и бедных, и знатных, и здоровых, и больных, – обратилось ко Христу. Устроив церковь в Амосии, сам Апостол отправился в город Трапезунт, на берегу Черного моря. Народ здесь жил грубый и неохотно внимал слову Евангелия – слову мира и любви. Отсюда святой Андрей направился в Закавказские области и долго пребывал в Иверии, насаждая там веру Христову. Зайдя потом, на непродолжительное время, в Армению, он прошел в Вифанию, лежащую на берегу Черного и Мраморного морей. В Вифании святой Андрей посетил многолюдный город Никею. Жители города приняли Апостола очень грубо. Сначала мало успеха имела здесь его проповедь о Христе. Но когда святой Андрей умертвил своим жезлом страшного дракона, который жил в пещере, недалеко от города и пожирал спутников, тогда изумленные этим чудом жители Никеи во множестве уверовали во Христа. Проповедь Апостола и исцеления недужных тогда стали более и более умножать число верующих в Никее и ее окрестностях. Здесь святой Андрей пробыл два года, насаждая веру Христову. Устроив христианский храм на месте еврейской синагоги и поставив епископа для новой христианской церкви, сам Апостол отправился в Халкидон, приморский город при входе в Босфорский залив. Здесь проповедь Апостол имела большой успех. Оставив в Халкидоне епископом одного из учеников своих, святой Апостол Андрей переправился в Европу, в греческую область Фракию. На самом берегу моря там лежало селение Византия, впоследствии славный и знаменитый город Константинополь. Здесь святой Андрей первый проповедовал учение Христово. Научив жителей Византии вере Христовой, поставив для новой церкви священников и диаконов и рукоположив епископом ученика своего Стахия, святой Апостол возвратился в Малую Азию. Святой Андрей продолжал здесь свои апостольские труды. Он немало лет ходил, по словам Евангелия, по городам и селениям Малой Азии, преимущественно по берегам Черного моря. Потом святой Андрей пошел к северу. Он посетил Иверскую землю, Сванетию и Осетию и шел по городам Кавказа. После этого он достиг города Воспора, столицы Воспорского царства, у Киммерийского пролива, где нынешний полуостров Тамань. Здесь святой Андрей оставался довольно долго, проповедуя учение Христово и совершая бесчисленное множество чудес и исцелений. Отсюда он направился к южному берегу Тавриды, т. е. нынешнего Крыма. Проповедуя везде на пути, святой Андрей на более продолжительное время останавливался в Тавриде, в городах Феодосии и Херсонесе. Из Тавриды он пошел к северу и, достигнув до Днепра, по нему поднялся к горам Киевским. Переночевав при их подошве, он наутро сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? Поверьте мне: на них воссияет благодать Божия и будет здесь великий город. Господу угодно воздвигнуть тут множество церквей и просветить святым крещением все эти страны…» Войдя на горы, святой Апостол благословил их и водрузил на них крест, предвещая этим, что земля та получит веру Христову от церкви Византийской, которую он основал. По преданию, святой Апостол прошел и дальше на север от Киевских гор и был на том месте, где в настоящее время находится Новгород. После этого он посетил страны, лежащие на берегу Балтийского моря, и отправился в Рим. Отсюда святой Андрей вернулся опять в Грецию. Он обратил ко Христу область Эпир, на берегу Адриатического моря, и снова посетил Фракию. Здесь святой Апостол утверждал христиан в вере, поставлял им епископов и священников. Обойдя многие области Греции, он достиг Пелопоннеса и пришел в город Ахайской области – Патры, где ему суждено было пострадать и умереть за Имя Христово.

Страница 13