Размер шрифта
-
+

Жизнь-цветовая симфония - стр. 13

В мемуарах «Двойная жизнь» приводятся цитаты из древней культуры Европы: «Давайте теперь посмотрим на два основных источника нашей культуры. Рим ни в коем случае не идеал человечности, скорее, образец величия, а Греция, в которой берет начало наш с вами гуманизм – так вот, эти самые греки, что написали они на могильной плите Эсхила? Не стихи, не строки из его трагедии. «Листва марафонской рощи до сих пор шелестит о силе славного воина». Он был для них героем Марафонской битвы и только. И Европа находит это достойным восхищения».

Высокая оценка гуманизма Готфридом Бенном превращает его в истинного человека. Преображая бурлящие в своем сердце чувства в стихи, он пытается на каждой строке поймать ритм времени. На свои деньги он издает свою маленькую книгу «22 стихотворения» и раздает ее друзьям. Он оценивает книжицу как деятельность против фашизма. Представляю вам небольшой отрезок из его стихотворения «Монолог»:

Мозги во лжи, кишки в зловонной слизи,

Народ тупиц избрал себе паяцев –

Гадать по звездам и полетам

По собственным отбросам: о рабы, – Среди снегов и в солнечных пустынях –

Рабы, рабы, рабы – рабы, без счета – Голодные на кнут и пряник –толпы… Что им Олимп? Походы Александра?

Мы перепрыгнем лужу Геллеспонта!

Взнуздаем Азию! У нас Вожди,

Избранники трибун и стадионов,

Им видно все, они не уязвимы,

Повязку – на рукав, штандарты на площадь Весь мир – котел вскипающих знамен…

Большинство немцев, покинув страну жили жизнью эмигрантов, но Готфрид Бенн остается, продолжая жить со своим народом. Нацисты запретили печатать произведения Готфрида Бенна, так как не могли воспользоваться его услугами ради своей грязной политики. В то время в Германии прославилась книга Йорга Ланца фон Либенфельса «Теозоология». В книге часто употреблялся термин «чандализм». «Чандализм» значил смешение представителей высшей расы с представителями обезьяноподобной низшей расы. Говорят, что нацистские идеи Гитлера немало почерпнули из этой философии.

Внутренняя свобода, смелость как воздух и вода необходимы творческой личности. Потому что, оставаясь наедине с самим собой, он будет объективно относиться к происходящему, не будет никого повторять, служить чьим-то неверным идеям. Готфрид Бенн был одним из таких людей. Обратимся к одному из его стихотворений.

Равнодушие к изменчивости мира

– глубина мудреца.

Забота детей и внуков не проникают в него. Следовать направлениям,

действовать, прибывать, отбывать Все это для тех,

кому не дано ясного зрения.

Юрий Архипов в своем очерке «Двойное бытие Готфрида Бенна» пишет: «Когда в Германии говорят Олимпиец, подразумевают Гете. Если же поминается Двойная жизнь, то на ум сразу же приходит Готфрид Бенн (1886-1956) последний по времени немецкий поэт и которому приложили титул великий. Так – «Двойная жизнь» – он сам назвал свои мемуары… И он, и его сподвижники-экспрессионисты пытались со своими изломами привычного синтаксиса добыть сверхэнергию архаика, очистив ее от «заштемпелеванных» (Андрей Белый) напластований культуры. Вернуться вспять, за первый день творения» – вот к чему призывал Готфрид Бенн.

Страница 13